Нормативка — Гид образования

Законов, приказов, постановлений, рекомендаций много.Собранные вместе документы — это невероятный объем. Поэтому важно знать, какие документы главные, какие — второстепенные, а какие можно не смотреть.

Нормативные документы выстроены в иерархию. Самые важные находятся наверху, их требования выполняют в первую очередь.

Каждый документ, который находится ниже в иерархической схеме, должен выполнять требования вышестоящих документов. Если приказ содержит требования, которые противоречат вышестоящим документам, его признают недействительным либо вносят поправки.

Это правило выполняется в любой системе, в том числе и в образовании. Отложим на время конституцию и кодексы (которые являются возглавляют любую систему документов). Наша, образовательная схема будет начинаться с Закона об образовании, он задает правила  работы. Внимательно прочитайте приказ об организации работы или организации обучения, в нем обязательно найдутся цитаты из Закона об образовании с дополнениями и уточнениями. Во ФГОС, мы найдем цитаты и из Закона об образовании, и из приказа по организации работы.


Вертикаль документов выгладит так:

Законы
— Конституция
— Федеральные конституционные законы
— Кодексы
— Федеральные законы
Подзаконные акты
— Указы президента РФ
— Постановления правительства РФ
— Приказы руководителей федеральных органов исполнительной власти
Законодательство субъектов РФ
— Конституция Республики …
— Конституционные законы Республики …
— Приказы руководителей республиканских органов исполнительной власти
Локальные акты
— Приказы
— Положения
— Порядки
— Правила
— …

Письма, рекомендации, указания и т.п. — документы необязательные, их выпускают в помощь тем, кто не умеет читать основные документы. И этих вспомогательных документов уже столько, что до основных документов многие не добираются.

Итак, для работы важно выстроить документы в вертикаль. Важно различать уровни действия документов и проверять их согласованность. Особенно это касается документов самого низкого уровня — локальных актов.