Учебный план и самостоятельная работа — Гид образования

Учебный план и самостоятельная работа

Мне часто приходится проверять учебные планы. Они настолько разные, что каждая проверка показывает либо новый прием для облегчения работы, либо еще одно место, где можно допустить ошибку. А ингода и то, и другое вместе:)

Разработчиков учебных планов можно поделить на две группы: те, кто пользуется шахтинской программой, и те, кто ее не использует (сознательно или по незнанию — не важно)

Шахтинская программа дает очень подробное деление по многим параметрам. Планы из этой программы стоит сокращать, и здесь можно посоревноваться, кто больше сократить форму плана. Как правило в таких планах информации с избытком.

Когда форма учебного плана создается с нуля, возникают вопросы, что нужно в этой форме, а что нет. В статье этого не описать, это программа обучения (кто ждет — планируйте на март или июнь — обучение в форме ПК уже запланировано, о практикумах-воркшопах пока думаю).

Один вопрос в учебном плане я хочу поднять сегодня. Это самостоятельная работа в семестрах.

Думаю, общий объем самостоятельной работы в учебном плане указывают все. А когда дело доходит до семестров, важными становятся аудиторные часы: их тарифицируют, по ним составляют расписание. Самостоятельная работа не является учебным занятием, включать ее в расписание ЗАНЯТИЙ нелогично и неправильно. Поэтому очень часто в семестрах я вижу только аудиторные часы.

Однако самостоятельная работа тоже должна выполняться в полном объеме. Если дисциплина или МДК читаются в одном семестре, то с с.р. проблем не возникает — вся она относится к тому семестру, где выставлены аудиторные часы. А как быть, когда дисциплина, предмет, МДК читаются 2, 3 и более семестров? Кто делит самостоятельные часы по семестрам? Как распределяется ээта нагрузка? Кто контролирует, чтобы максимальная нагрузка в неделю не превысила 54 часа? Как доказать, что этот норматив у вас выполнен?

Ответы на эти вопросы в учебных планах я часто не нахожу. Я вижу один выход: в семестре нужно указывать две нагрузки: максимальную (общую) и аудиторную. Или самостоятельную и аудиторную. Или максимальную и самостоятельную. Любой из этих трех вариантов позволит закрыть вопрос с общей нагрузкой и отследить нагрузку на неделю.

А в ваших учебных планах можно проверить распределение самостоятельной работы по семестрам?