Общеобразовательный цикл: ответы министерства — Гид образования

В сложных, запутанных ситуациях я предлагаю за разъяснениями обращаться в министерства. Консультации можно получать где угодно, но помочь в разговоре с проверяющими вам могут только официальные ответы от вашего учредителя, департамента или министерства образования регионального, Министерства просвещения РФ, иногда смежные государственные структуры. Ответы от консультационных служб только дают вам направление для решения вопросов и проблем, но ссылаться на них у вас не получится.

В общеобразовательном цикле очень много нюансов, с которыми пока не все разобрались. В этом месяце на очном обучении мы будем разбирать требования ФГОС СОО очень подробно и способы реализации этих требований. Кроме того идет видеоразбор ФГОС в закрытой группе (https://vk.com/wall-114641057_2113).

Наши коллеги собрали вопросы по общеобразовательному циклу и направили запрос в Министерство. Получив ответ, они переслали его мне, чтобы поделиться с вами и закрыть многие проблемные зоны. Для нас это очень хороший документ, который снимает двусмысленность в прочтении, помогает сделать правильный выбор. Однако я предлагаю даже ответы министерства воспринимать критично: это не приказы, поэтому если где-то есть противоречие с действующей нормативкой, выбираем в пользу нормативки.

Итак, первый момент.

Нужно ли вводить предмет Родной язык или Родная литература в обязательном порядке, если в регионе родным языком является русский?

Ответ Министерства:

Таким образом, «Родной язык» или «Родная литература» должна быть ОБЯЗАТЕЛЬНО во всех учебных планах на базе 9 классов. Подробно подходы для разных регионов я расскажу на обучении в Москве.

Второй момент

Сколько предметов должно содержаться в общеобразовательном цикле?

Ответ Министерства

Вот в этом месте я рекомендую обратиться к формулировке ФГОС, т.к., выполняя ФГОС, вы выполните и рекомендацию Министерства, а вот в обратной ситуации — если отталкиваться от письма — ФГОС СОО можно нарушить. Итак, требование ФГОС СОО:

Таким образом, в общеобразовательном цикли или 11, или 12 предметов. Это, безусловно, больше 10, но, отталкиваясь от письма можно поставить и 10 предметов, и 14, и 16, а по ФГОС строго: 11(12). Из этих предметов хотя бы 3 изучаем углубленно (можно 4, можно 5 — верхней планки нет, главное хотя бы 3 предмета на углубленное изучение выделить).

Третий момент

Сколько часов нужно выделять на выполнение индивидуального проекта?

Ответ Министерства:

Никаких официально закрепленных нормативов по часам индивидуального проекта нет. Как подойти логично и обоснованно к выделению часов — приглашаю на обучение 🙂

Четвертый момент

Во ФГОС СОО прописаны три обязательных экзамена: Русский язык, математика, иностранный язык. Это значит, что по иностранному нужно вводить экзамен в обязательном порядке?

Вот формулировка ФГОС:

А это — ответ Министерства:

Вопросы формирования ПА в общеобразовательном цикле отнесены к ведению образовательной организации и по Закону об образовании (ст.30 и 58), и по 464 приказу. Как аттестовать все предметы в каждом семестре мы обсуждаем на обучениях, связанных с формированием учебного плана, так и на формировании образовательной программы, в том числе и на обучении по общеобразовательному циклу обсудим этот вопрос.

ВЫВОД: требования Закона об образовании, ФГОС СОО и приказов для нас первичны. Все ответы есть в приказах, но в случае сомнений можно обращаться в Министерство. Реализацию объявленных нормативов можно подробно разобрать на обучении, которое пройдет 1-2 марта в Москве. Прочеть ФГОС внимательно можно и самостоятельно, и на заседаниях цикловой комиссии внутри заведения, и с моей помощью в закрытой группе (https://vk.com/wall-114641057_2113)

С ответом из министерства можно ознакомиться здесь: письмо Министерства

23 thoughts on “Общеобразовательный цикл: ответы министерства”

  1. добрый день, Александра! подскажите пожалуйста выход из ситуации: формируем учебный план СОО (в ППССЗ) естественнонаучного профиля. Обязательных 8 учебных предметов (русский язык, литература, ин. язык, история, физ. культура, ОБЖ, математика, астрономия), по выбору из предметных областей добавляем родную литературу, уже 9. далее включаем 3 профильных предмета, указанных в метод. рекомендациях (2015г.): информатика, химия, биология, изучаемых углубленно. Итого: 12 уч. предметов. Каким образом добавить еще «дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность»? можно не добавлять?
    второй вопрос касается внесения часов в учебный план (в шахтинской программе) на выполнение индивидуального образовательного проекта. если мы укажем эти часы в какой-либо дисциплине, то и проект соответственно должен быть выполнен по данной дисциплине? если укажем несколько дисциплин, то по ним всем проект?
    третий вопрос. можем ли мы указать в дополнительных учебных предметах, курсах по выбору обучающихся, предлагаемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, дисциплины из предметных областей (обществознание, физика или др.) очень ждем Вашей помощи, спасибо за понимание!

    1. Профильные предметы — это не только выбираемые. Из обязательных предметов тоже часть может (и должна) изучаться на углубленном уровне.Кроме того у вас забыты родной язык/родная литература. Все нюансы планирования общеобразовательного цикла есть в вебинаре по общеобразовалке, ссылка на приобретение https://gid-edu.justclick.ru/order/SOO2/. Дополнительно я проводила практикумы по созданию общеобразовательного цикла для новых фгос в шахтинской программе, напишите на почту gid-edu.ru, если интересует доступ к ним.

  2. подскажите пожалуйста, за счет каких часов мы должны включить в учебный план родной язык и родную литературу? И возможно ли включить только одну из дисциплин?

    1. По закону можно включить обе, по опыту лучше выбрать одну — всего дисциплин 11-12. Часы брать из общего фонда, т.е. перераспределять с других предметов. Подробно рассказываю как правильно сделать на обучении по учебным планам

  3. Добрый день. Подскажите пожалуйста, за счет каких часов ( обязательных или вариативной части) мы должны включить в учебный план родной язык или родную литературу? И где можно посмотреть примерные программы по родной литературе или родному языку? Можно ли прописать в учебным планах русский язык ( в том числе родной язык) или литература ( в том числе родная литература? Если вводить отдельно родную литературу сколько всего должно быть дисциплин ( обязательных и из вариативной части) 11-12 или возможно больше?

    1. 11-12 предметов — это общее количество предметов в общеобразовательном цикле, включая обязательные, вариативные, из ФГОС, не из ФГОС, изучаемые на базовом и углубленном уровне. Минимум — 11, максимум — 12.

      Часы на родной язык или родную литературу следует брать из общего фонда часов, т.е. перераспределять часы внутри. В качестве родного языка вполне может изучаться русский язык, но он обязательно должен быть выделен в отдельный предмет

  4. Добрый день! Подскажите, в каком документе есть информация о рекомендуемой литературе по программам общеобразовательного цикла для спо? И еще, из какого расчета необходимо приобретать литературу: на каждого студента по учебнику? Или достаточно какое-то небольшое количество учебников в библиотеке?
    Заранее спасибо!

    1. Литература в общеобразовательном цикле зависит от версии ФГОС СПО. Дело в том, сто ФГОС СОО ничего не говорит о требованиях к источникам литературы, главное условие — каждому студенту по 1 учебнику (или пособию) на каждую дисциплину/предмет. А уже ФГОС СПО выдвигают дополнительные требования, которые также относятся и к общеобразовательному циклу. Для ФГОС СПО главное требование — литература не старше 5 лет (лучше уточнить по тексту ФГОС, иногда требования могут отличаться). Т.е. можно взять любые учебники, главное, чтобы год выпуска проходил через 5-летний ценз. Дл новых ФГОС сложнее: в них требуют, чтобы литература была из примерной программы. Примерная программа СОО ссылается на федеральный перечень учебников. Таким образом, для новых ФГОС нужно обязательное выполнение требования по федеральному перечню учебников (сейчас на память номер приказа не назову, этот перечень почти каждый год редактируют и обновляют).

  5. Добрый день! В ФГОС СПО (старых) по профессиям есть такой абзац: «По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).» Можно это понимать, что могут быть они еженедельно предусмотрены, а могут и не быть? Например, они предусмотрены, но не еженедельно в семестре, а на весь учебный год.

  6. Здравствуйте! Как составить учебный план? В ФГОС по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей продолжительность освоения образовательной программы на базе 9 кл. составляет 4248 часов, но при расчете 36 часов в неделю на 2 года 10 месяцев выходит 4428 часов. Проект приказа о внесении изменений в ФГОС был, но так и не утвержден. Как это аргументировать при проверке? Как составлять учебный план?

  7. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: Вопросы формирования ПА в общеобразовательном цикле отнесены к ведению образовательной организации и по Закону об образовании (ст.30 и 58), и по 464 приказу.

  8. здравствуйте, не могли бы вы дать нам ответ, мы преподаватели иностранного языка в СПО сельская местность, готовим такие специальности как тракторист- пчеловод, хозяин усадьбы. на момент 2019-2020 года был утвержден учебный план, но в связи в предстоящей аккредитацией, наше руководство меняет план уже в 3 раз, и мы соответственно программы.
    вопрос такой насколько это правомочно.
    Второе у нас основной контингент это дети из деревень и сел, где общий уровень языка очень низкий, многие приходя с отсутствием даже базовых знаний, при этом распределение по группам идет не равномерное на пример на английский от 20ти до 23 человек в среднем, а на немецкий 5-2 в зависимости от группы. Предлагали директору поднять вопрос в министерстве об отказе от немецкого и просто делить детей на равные группы согласно уровню по входному контролю, но директор сказал мы не имеем права, мы обязаны дать детям альтернативу. А какой альтернативе речь? Они приходят к нам с нулевыми знаниями, что в английском , что в немецком, некоторые приходят с французским, но так как мы сельское училище, то у нас только два преподавателя иностранного языка у которых английский и немецкий, соответственно те кто учил французский идут или на английский или на немецкий. Как нам за 2-3 года в зависимости от специальности подготовить их к сдачи ЕГЭ. К нам идут дети немотивированные на эти предметы, они идут получать профессию, а в результате, наше руководство, для того чтобы осуществить реализацию сдачи ЕГЭ по иностранному увеличивает часы иностранного за счет физики( ее просто убрали) в надежде, что они сдадут этот экзамен с со 256 часов ( это вместе с самостоятельной нагрузкой) до 342 соответственно. И это в середине года. Или для СПО будут свои стандарты ФГОС. пожалуйста помогите разобраться, мы просто в прострации, программы уже переделываем 4 раз начальство каждый раз придумывает что-то новое.

  9. Добрый вечер. Формирую учебный план для универсального профиля, есть вопросы. В классе 8 человек, 5 выбрали — химию и биологию на углубленном уровне, 3 — обществознание. Если взять это углубление (химия, биология), то должны ли остальные дети ходить на эти 3 часа? Но им не нужно 3 часа химии, а необходимо обществознание, но хотя бы один час химии и биологии у них должен быть? Или они совсем не изучают химию и биологию? Второй момент чем отличается Элективный курс от факультатива (обязательность посещения). Спасибо.

  10. Здравствуйте Александра!
    По ряду стандартов по профессиям на изучение общеобразовательного цикла выделяется 1476 часов, в ФГОС СОО нижняя планка 2170 часов. Как правильно поступить, чтобы не нарушить ФГОС СОО? Урезать часы? Это нарушает стандарт СОО. Увеличить объём часов? Как тогда аргументировать данный момент в программе?
    Спасибо!

  11. Почему РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА -предметы ТОЛЬКО ПЕРВОГО КУРСА? Дальше ЭТО ЛИШНЕЕ для образованного человека?
    РЕАЛЬНО за ОДИН учебный год «ОБЪЯТЬ» курс литературы общеобразовательной школы 10-11 класса?
    Почему после года «обучения» в КОЛЛЕДЖЕ /после 9 лет в школе и сдачи ОГЭ в 9 кл./ студенты ДОЛЖНЫ сдавать РУССКИЙ ЯЗЫК, а не ЛИТЕРАТУРУ? /Оценка ОГЭ- в диплом с поправкой, если в Колледже-выше!,
    а ЛИТЕРАТУРА-ну хотя бы на уровне УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО после поверхностного знакомства…ет,
    КТО-НИБУДЬ ИЗ ВАС ЭТО ПОНИМАЕТ? /простите! Я преподаватель более 55 лет, Отличник народного образования, Высшая категория, опыт-общеобразовательная, частная школы, ПТУ, Кадетский корпус и вот-Колледж уже 6 лет… МЫ ТЕРЯЕМ ПОКОЛЕНИЕ, РАЗЛАГАЯ ЕГО!!!
    ПРОШУ ОТВЕТА-ДИАЛОГА. СПАСИБО

    1. Вы не туда задаете вопросы. Что и когда преподавать регулируется учебным планом и ФГОСом, но ФГОСы и приказы создает министерство. Я помогаю выполнить требования. Разобраться, что нарушает нормативку, а что нет. Я могу внутренне не соглашаться с нормами, возмущаться, но простое выражение мнения не меняет ситуацию. И даже гневное выражение не поменяет ее. Чтобы ситуацию исправить, нужно разобрать, как и что действует, чтобы понимать, как можно повлиять на процессы.

      Среди коллег — педагогов колледжей многие понимают, что происходит. Но борьба — это силы, а борьба с ветряными мельницами еще и выброшенные на ветер силы. Хотите реальных изменений — пишите запрос в министерство. И не один. Агитируйте коллег с таким же запросом обращаться. Обнародуйте ответы. Создавайте общественное мнение. Никто сверху просто так не сменит ситуацию. И уж тем более один педагог своими силами и пониманием не переломит ее.

      Хотите общения — приходите в группу. Там много коллег активно общаются. Ссылки в правой колонке.

  12. Так и не могу понять, ПОЧЕМУ студенты Колледжа, сдавшие /как правило, ОГЭ по русскому языку в 9 классе, изучив ОСНОВНОЙ материал/, должны сдавать ЭКЗАМЕН по ЭТОМУ КУРСУ, на который отводится около 170 час. и НАТАСКИВАНИЕМ на ЕГЭ мы НЕ ЗАНИМАЕМСЯ!!! СМОТРИТЕ ПРОГРАММУ «Русский язык» для ССУЗ !!!
    Курс же ЛИТЕРАТУРЫ, рассчитанный так же на ОДИН УЧ. ГОД -около 200 уч.часов, ВКЛЮЧАЕТ объём лит.материала АЖ 10-11 кл. общеобразовательной школы — с первой половины 19 века до СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ!!!
    ПРАКТИКИ в Министерстве ЕСТЬ? Чего вы хотите от нашего СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в системе ССУЗ ??? Специалисты нам нужны, НО ГРАМОТНЫЕ, ОБРАЗОВАННЫЕ ,умеющие связно говорить и писать документы… ПОЧЕМУ НЕ ПРОДОЛЖИТЬ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА на протяжении всего обучения до 3-4 курса? Почему изъяли «КУЛЬТУРА РЕЧИ» в негуманитарных Колледжах? Им ЭТО НЕ НУЖНО?! И разумно было бы сдавать ЭКЗАМЕН/ЗАЧЁТ НЕ в 16 лет на 1 курсе!!! ПИШУ ВЕЗДЕ, «КРИЧУ» ВЕЭДЕ —НИ ОДНОГО РАЗУМНОГО ОТВЕТА!!!

  13. На сегодняшний день сложилась не очень хорошая ситуация в спо с дисциплинами естественного цикла (химия, биология, география) . Их в первую очередь убрали из учебного плана в группах технического профиля, после того как ввели астрономию, родной язык и установили планку не более 12 дисциплин общеобразовательного цикла. Почему такое несправедливое отношение к данным дисциплинам, кому в голову приходят такие бредовые идеи и планируются ли какие — либо изменения в данном направлении? Астрономия и родной язык это очень хорошо, но и естественные дисциплины не менее важны. В сфере последних событий следует задуматься над этим. Я преподаватель химии и биологии 28 лет из них 23 в нпо и 5 в спо. Никогда мы еще не опускались до такого. Спасибо

  14. Добрый день. При подготовке к аккредитации возник вопрос по наименованиям кабинетов: Нужно ли делать таблички для кабинетов общеобразовательного цикла с наименованием — русский, математика и тд. или достаточно обозначить наименование «кабинет профессиональных дисциплин»? И каким документом это регламентируется? По ФГОС с перечнем кабинетов вопросов нет. ( в перечень кабинетов по ФГОС общеобразовательные дисциплины не включены)
    Будем благодарны за ответ.

  15. Доброго времени суток! Уточните, пожалуйста, разделены ли Русский язык и Литература как отдельные дисциплины в системе СПО?

  16. Добрый день. Подскажите, где можно посмотреть примерные программы по родной литературе или родному языку?

  17. У нас из учебных планов всех профессий и специальностей по укрупненной группе 23.00.00 убрали дисциплины география и экология, а ввели дисциплину Основы профессиональной деятельности с разделами биология, химия и обществознание. Правильно ли это?

Добавить комментарий для Эля Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *