ФГОС 3+ — Гид образования

Вариативные часы могут включаться и в самостоятельную, и в аудиторную нагрузку, а для новых ФГОС еще и на ПА могут идти.  Если вы вводите вариативные модули во ФГОС 3+, то и практика должна быть из вариатива (здесь есть дополнительные нюансы, но об этом как-нибудь в другой раз).

Куда распределить вариативные часы решают при создании учебного плана. При этом  в УП по ФГОС 3+ вариатив расписывается как по аудиторным, так и по самостоятельным часам. Т.е. уже на этапе учебного плана известно, сколько добавили аудиторных, а сколько — самостоятельных. Но это только в том случае, если в учебный план или в пояснительную записку к нему распределение часов по дисциплинам и модулям прописали подробно.

Во ФГОС нового поколения обычно вариатив расписывается по общей нагрузке на предмет, а что пойдет на с.р., что на аудиторную, что на ПА решает педагог в рабочей программе.

Поскольку закрепленных образцов рабочих программ нет, каждая организация сама решает, выделять вариатив явно или нет. Как правило, если при проверке потребовали показать вариатив, в документации потом за его выделением следят. Но если явно показать часы не требовали, то не каждый педагог задумывается, какие часы вариативные, а какие нет.

Строго говоря в обязательные часы программы мы должны уложить минимальное содержание по ФГОС. А вариативные часы — это углубление основного содержания или дополнительные темы. Т.е. если из программы убрать вариатив, все равно программа должна быть законченной и все основные вопросы закрывать.