Что делать: новый ФГОС есть, а примерной программы нет — Гид образования

Выход новых стандартов влечет за собой изменение программ. После выпуска ФГОС СПО по ТОП-50 в декабре 2016 года в течение весны-лета 2017 были выпущены прмерные программы для этих стандартов.

В соответствии с требованиями Закона об образовании все остальные стандарты также должны быть изменены, и мы видим, что процесс идет, уже 31 стандарт обновлен, остальные также будут изменены под новые образцы в рамках приведения ФГОС к требованиям профстандартов. Однако примерных программ для новых стандартов нет. Что делать в этом случае, как готовиться к новому учебному году?

Вопрос:

В настоящее время уже есть утвержденные ФГОС по профессиям/специальностям, не входящим в ТОП-50, но по ним не разработаны ПООП. Как быть образовательной организации при разработке рабочей программы? Можно ли использовать примерные программы, разработанные по предыдущему стандарту по данным профессиям/специальностям?

Например, специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): ФГОС утвержден приказом № 69 от 05.02.2018 г.; ПООП нет не утверждена; есть разработанная ФИРО в 2012 г. примерная программа по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Ответ:

Примерные программы, разработанные по стандартам предыдущего поколения не могут быть использованы как примерная программа, соответствующая требованиям ФГОС. Если вы проводили сверку стандартов, вы видели, что поменялось многое: от перечня компетенций, до выделяемых циклов во ФГОС и объема часов по программе.

Старые примерные программы не могут быть законным основанием для разработки образовательных программ по новым стандартам уже потому, что сами они основаны на старой нормативной базе, на старых ФГОСах. Подсматривать в них можно, но ссылаться или использовать для обоснования в новых программах — нельзя.

Подходов к разработке образовательной программы здесь два

  1. Изучить требования нормативнй базы (273-ФЗ, ФГОС СОО, ФГОС СПО, приказы 464, 291, 968, 1186 — минимальный набор, при наличии особенностей в вашей программе список необходимо дополнить). Разработать программу с учетом требований нормативной базы. Отслеживать выход примерных программ (http://reestrspo.ru/ ). В случае выхода примерной программы по вашей профессии/специальности внести изменения в вашу образовательную программу в течение года в рамках обновления образовательной программы.
  2. Изучить требования нормативнй базы (273-ФЗ, ФГОС СОО, ФГОС СПО, приказы 464, 291, 968, 1186 — минимальный набор, при наличии особенностей в вашей программе список необходимо дополнить). Изучить Порядок разработки примерных основных образовательных программ (приказ 594, я разбирала этот приказ на вебинаре http://gid-edu.justclick.ru/order/594/). Связаться с профильным ФУМО (https://fumo-spo.ru/ ) по вопросу создания примерной программы: возможно программа уже разрабатывается, в этом случае вы можете включиться в работу или договориться с разработчиками об оперативном информировании о ходе разработки программы. Если же разработка примерной программы еще не начата, возможно вы возьмете на себя эту часть работы. В этом случае вы сможете с использованием собственного опыта работы по программе разработать максимально эффективную примерную программу и обеспечить и себя, и коллег примерной программой для работы в соответствии с требованиями законодательной базыНапоминаю: образовательная программа является примерной, если она разработана в соответствии с требованиями приказа 594 и внесена в реестр примерных программ (http://reestrspo.ru/). Программа должна основываться на актуальных требованиях ФГОС СПО, ссылаться на старые примерные программы нельзя.

P.S. Письма в почте иногда теряются, ссылки на полезные ресурсы лучше держать под рукой. На сайте www.gid-edu.ru собрана нормативка по СПО и смедным направлениям. В разделе «Полезное» вы найдете ссылки на реестр полезных программ, сайт ФУМО, портал проектов нормативных актов и др. Занесите этот сайт в закладки

P.P.S. У вас наверняка есть коллеги, которые занимаются документами в СПО. Перешлите им эту запись, предложите вступить в группу — это просто и бесплатно

2 thoughts on “Что делать: новый ФГОС есть, а примерной программы нет”

  1. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 №832 «Об утверждении ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в разделе «Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки» в перечне дисциплин общеобразовательного цикла указана дисциплина «Статистика». В новом стандарте, утверждённом приказом Министерства образования и науки РФ от 5 февраля 2018 г. № 69 определён только перечень профессионального цикла (ПМ) и в перечень примерных программ, разработанных Федеральным учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей 38.00.00 Экономика и управление примерная программа по дисциплине «Статистика» не включена. В связи с этим многие колледжи в перечень дисциплин общеобразовательного цикла в учебный план по ФГОС нового стандарта статистику не включили и соответственно не преподают. Как специалист, имеющий 36 лет практического опыта, даже не представляю, как это бухгалтер не будет знать основ статистики.
    ВОПРОС: Статистика, как дисциплина должна быть включена в общеобразовательный цикл актуализированного ФГОС или нет?

    1. В общеобразовательный цикл включить можно, в раздел Дополнительные учебные предметы, но нужно подумать о целесообразности. Я бы включила дисциплину в общепрофессиональный цикл. В образовательной программе есть вариативная часть, которая регулируется образовательной организацией.

      Я поднимала сайт ФУМО, ответственный за ПОПОП экономического цикла и утвержденных программ не нашла. Думаю, правильным будет написать в ФУМО с предложением-рекомендацией по статистике.

      Я с вами согласна, статистика — важный предмет, который дает многое в целостном восприятии экономики отрасли. К сожалению, сейчас государство не поддерживает фундаментальность образования. Бизнес подходит к необходимости статистики: любое более-менее успешное предприятие использует статистические опросы, тестирования клиентов. Отсутствие владения инструментами статистики сильно снижают качество проводимых исследований.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *