ФОСы — Гид образования

Я записала курс по ФОС. Но идет время, меняется нормативка, сейчас подходы по практике можно (и нужно) смягчить. Кроме того в группе появились новые участники, которые о курсе не слышали, и следовательно, его не проходили. Сейчас я смотрю, как доработать курс, что еще в него стоит добавить. Поэтому на этой неделе я собираю проблемы, часть успею разобрать с вами, часть добавлю дополнительными уроками в курс по ФОС.

___

А теперь к теме сегодняшнего урока. Вчера я подробно прописала, почему КИМов в СПО нет. Но я упоминала другие аббревиатуры. Давайте с ними разберемся.

Начнем с того, что есть в законе и приказах.

Закон об образовании, ст. 2
9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования …, который представлен в виде …оценочных и методических материалов…., форм аттестации;

Т.е. в Законе об образовании есть понятие оценочных средств. Об оценке деятельности обучающихся речь идет еще в 2 статьях — 58 и 59, но никаких дополнительных обозначений (за исключением КИМов, которые мы разобрали) они не дают. Хотя сами по себе статьи важные, мы к ним еще вернемся., но не в этом уроке.

Далее следует приказ 464, но он существенно ничего не добавляет к Закону об образовании в плане обозначений оценочных средств.

Зафиксируем для себя: законное название ОС — оценочные средства, подходят для всех типов программ.

Завершает цепочку федеральных приказов ФГОС.

Начну со ФГОС 3+:

«8.3. Для аттестаций обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.»

Т.е. ФГОС вводит понятие фондов оценочных средств — ФОСов. То, что должно быть в вашей ОПОП ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Посмотрим ФГОС 4 поколения:

«2.4. … В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.»

Так же , как и в предыдущем поколении, вводятся ФОСы.

На этом введенные законом аббревиатуры заканчиваются. Т.е. вы можете использовать обозначение ОС во всех своих программах, а в программах СПО обязательно должны быть ФОСы.

А как же КОСы, КОМы? КОСы (контрольные оценочные средства) и КОМы (контрольные оценочные материалы) вы можете вводить своими внутренними локальными актами. Можете, но не обязаны.

А теперь к последнему вопросу, который обычно появляется на этом этапе в группах очного обучения:
«Что же нам теперь, переделывать ОПОП? У нас везде КОСы, это же столько работы…»

Я за сокращение работы. Все подходы по методу революции — разрушить до основания, а потом строить новое — я считаю непродуктивными. Да, если ошибок много и они противоречат закону, стоит не заниматься их исправлением, а создать документы заново. Но использование КОСов — не ошибка. Есть два пути исправления документов: внести правки в каждую рабочую программу. Это долго, требуем много сил, внимательности, и все равно кто-то где-то забудет поправить КОС или КОМ на ФОС. Постепенно переходить на новые аббревиатуры можно и нужно, но, если уж у вас они были, сделайте переход постепенным.

Второй подход — внести дополнительный абзац в ваши локальные акты по аттестации в примерной формулировкой : «Фонды оценочных средств по… могут быть представлены в фиде ФОСов по отдельным … или КОСов (контрольных оценочных средств) по …»

С такой формулировкой у вас и ФОСы введены, и КОСы не противоречат ничему (или КОМы, или еще какая-нибудь аббревиатура).