Формирование общеобразовательного цикла сегодня не меньшая проблема, чем внедрение актуализированных ФГОСов.
Предлагаю рассмотреть один из проблемных моментов — вопрос родного языка.
Александра! Добрый вечер!
Объясните, пожалуйста, нужно ли в общеобразовательный цикл учебного плана включать дисциплины «Родной язык» и «Родная литература» и как определить количество часов на их изучение.
Давайте обратимся к первоисточнику — Приказу 413 (ФГОС СОО)
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной настоящим Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
Получаем «не менее одного предмета ИЗ КАЖДОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ.
Давайте посмотрим предметные области там же, в том же приказе:
Предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные предметы:
«Русский язык», «Литература» (базовый и углубленный уровни).
Предметная область «Родной язык и родная литература», включающая учебные предметы:
«Родной язык», «Родная литература» (базовый уровень и углубленный уровень).
Предметная область «Иностранные языки», включающая учебные предметы:
«Иностранный язык» (базовый и углубленный уровни);
«Второй иностранный язык» (базовый и углубленный уровни).
Предметная область «Общественные науки», включающая учебные предметы:
«История» (базовый и углубленный уровни);
«География» (базовый и углубленный уровни);
«Экономика» (базовый и углубленный уровни);
«Право» (базовый и углубленный уровни);
«Обществознание» (базовый уровень);
«Россия в мире» (базовый уровень).
Предметная область «Математика и информатика», включающая учебные предметы:
«Математика»;
«Информатика» (базовый и углубленный уровни).
Предметная область «Естественные науки», включающая учебные предметы:
«Физика» (базовый и углубленный уровни);
Астрономия» (базовый уровень);
«Химия» (базовый и углубленный уровни);
«Биология» (базовый и углубленный уровни);
«Естествознание» (базовый уровень).
Предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы:
«Физическая культура» (базовый уровень);
«Экология» (базовый уровень);
«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).
Мы видим, что каждая предметная область в учебном плане должна быть представлена хотя бы одним предметом. Предметная область Предметная область «Родной язык и родная литература» содержит всего два предмета: «Родной язык» и «Родную литературу». Следовательно, один из этих предметов в учебном плане должен быть обязательно.
Теперь по поводу часов. Объем предмета вы определяете сами в учебном плане. Здесь отдельно один предмет рассматривать нельзя, нужно полностью планировать часы общеобразовательного цикла.
Если вы задаетесь вопросом минимального количества часов на предмет, то законодательно этот минимум не установлен. У меня есть пример дисциплины, рекомендованной департаментом одного из регионов, объемом в 6 часов. В письме 06-259 в рамках общеобразовательного цикла рекомендуют минимум устанавливать в 34 часа. Поэтому решение остается за образовательной организацией.
Я рассказала только об одном моменте. И даже по поводу этой предметной области у меня есть еще информация, связанная и с выбором языка или литературы, и с тематическим наполнением. А кроме этих предметов есть и другие болезненные вопросы:
— обязательная и вариативная части в общеобразовательном цикле;
— общее количество предметов;
— определение количества часов в цикле;
— планирование индивидуального проекта;
— промежуточная аттестация в общеобразовательном цикле;
— содержание ОПОП, предназначенное для реализации общеобразовательного цикла;
— структура рабочих программ предметов в общеобразовательном цикле;
— выбор профиля получаемого образования;
— дополнение примерных программ для выполнения требований ФГОС СОО
и другие нюансы. Все эти вопросы я буду поднимать на обучении в Москве, многие из них — впервые. Если вы участвуете в планировании или реализации общеобразовательного цикла, рекомендую принять участие в обучении