Выбираем оценку в диплом — Гид образования

Подскажите, пожалуйста, какую оценку ставить в диплом, если дисциплина велась 1,2,3 семестр. Во 2 семестре был экзамен, а в третьем — дифференцированный зачёт.

Мнения разделились. Часть комментаторов выбирает экзамен. Это более сложная форма промежуточной аттестации, и студенты, и преподаватели к ней относятся серьезнее. Хотя с этим можно поспорить. И на экзамене, который проводится по билетам, можно удачно выучить не все вопросы и получить хорошую оценку. И на зачете, в котором ФОС построен грамотно можно учесть текущие оценки и проверить наиболее слабые темы — и оценить студента строго. Так что одна форма ПА (экзамен) не может быть «главнее» другой формы (зачет или дифзачет). Тем более, что в локальных актах этого старшинства нет.

Были мнения про золотую середину — поставить среднее арифметическое:

Значит в ЛА у вас должно быть прописано, что оценка ставится по средней арифмитической

Или обратиться к локальному акту:

См. локальный акт колледжа. Что там определено как основание для итоговой отметки.

На самом деле сложившаяся ситуация может стать основанием для проверки локального акта, особенно если в диплом пойдет оценка за экзамен. Давайте разбираться, почему.

Начнем с приложения к диплому. Порядок его заполнения регулирует приказ 1186:

5.4. На второй и третьей страницах бланка приложения в разделе «3. СВЕДЕНИЯ О СОДЕРЖАНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» указываются сведения о содержании и результатах освоения выпускником образовательной программы среднего профессионального образования в следующей последовательности:

а) изученные дисциплины (модули) профессиональной образовательной программы:

в графе «Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик» — наименования учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с учебным планом образовательной программы среднего профессионального образования;

в графе «Общее количество часов» — трудоемкость дисциплины (модуля) в академических часах (цифрами);

в графе «Оценка» — оценка, полученная при промежуточной аттестации прописью (отлично, хорошо, удовлетворительно, зачтено).

Соответственно, никакая другая оценка, кроме оценок промежуточной аттестации в диплом идти не может. Попытки прописать в локальном акте выбор средней арифметической или средневзвешенной, или максимальной/минимальной для определения итоговой оценки заведомо будут нарушением закона. Связано это с тем, что все формы ПА обязательно указываются в учебном плане. Менять учебный план ни одна внешняя организация не может. Поэтому что запланировали, то и ставим. Это регулируется Законом об образовании сразу двумя статьями

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

1.Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Осталось выбрать, какую оценку из двух мы включим в приложение к диплому.

Про то, что нельзя одну форму называть более важной, значимой, я уже писала. Давайте определим, для чего предназначена промежуточная аттестация. Рассмотрим требования ФГОС, ведь наши программы построены по ним:

ФГОС поколения 3+:

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Новый ФГОС:

В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.

Т.е. нам нужно оценить достижение запланированных результатов. Если результаты достигнуты к экзамену, зачем еще целый семестр изучать эту дисциплину? Вопрос может стоять только о правильности ФОС: на последней аттестации нужно проверить все знания, умения, практический опыт и компетенции (в зависимости от компонента программы, то, что записано в планируемые результаты)

Итак, если в диплом пойдет оценка за экзамен или средняя из всех оценок, это повод для

— проверки ФОС,

— проверки локального акта по промежуточной аттестации,

— вопросов по нецелевому расходованию средств — зачем изучать часть дисциплины/предмета/модуля, если результаты уже достигнуты?

Таким образом, в диплом пойдет последняя оценка в промежуточной аттестации. Требование ставить последним экзамен законных оснований под собой не имеет, но нам психологически легче воспринимать экзамен более «важным», «главным», поэтому, чтобы не провоцировать сомнения и вопросы можно установить правило в локальном акте: в качество последней формы ПА по возможности использовать экзамен (или подобрать подходящую формулировку под это правило.

Дополнительно хочу отметить, что вся промежуточная аттестация регулируется внутри организации. От того, насколько грамотно будут составлены внутренние документы, зависит и их использование. Ни министерства, ни департамент локальные акты, учебные планы, программы, ФОСы не напишут. Эти документы целиком и полностью в зоне ответственности образовательной организации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *