«В соответствии» и «с учетом» — Гид образования

ти две фразы сегодня являются камнем преткновения.

«В соответствии» и «с учетом», изображение №1

Образовательные программы мы пишем сами.

Локальные акты составляем самостоятельно.

Дипломы, свидетельства, удостоверения образовательные организации выписывают без проверки каждого бланка внешними организациями.

Однако при всей этой свободе регулярно проводятся проверки: насколько мы выполняем требования Закона об образовании и приказов вышестоящих организаций. Это и лицензирование, и аккредитация, плановые и внеплановые проверки, лицензионный контроль… Документов много, иногда они противоречат друг другу. Как быть? Как выбрать, что выполнять, а что нет? Какой документ главнее?

«В соответствии» и «с учетом», изображение №2

В таких ситуациях нам на помощь приходит вертикаль документов. Приведу прощенную схему:

  1. Закон об образовании РФ.
  2. Приказы МОиН (36, 464, 291, 292, 968, 1168, ФГОСЫ).
  3. Приказы местных департаментов и министерств.
  4. Локальные акты ОО.

Чем выше документ по списку, тем главнее. По моему опыту первые 2 пункта достаточно хорошо выверены и друг другу не противоречат. Остальные нужно проверять. Особенно локальные акты. Если нижестоящий документ противоречит вышестоящему, его признают недействительным.

Итак, обязательные документы мы выполняем ПОЛНОСТЬЮ. До последней точки. Если находите противоречия, несоответствия, возможность двусмысленной трактовки, вы самостоятельно проблему не решите. Ни пояснительная записка, ни локальный акт не решит проблему в вышестоящих документах. Самый надежный способ в этом случае — направить письменный запрос в организацию, которая выпустила спорный документ. Вам обязательно ответят, и при проверке у вас будет документ, на который можно сослаться.

«В соответствии» и «с учетом», изображение №3

Если бы мы работали только по перечисленным документам, проблем было бы меньше. Однако регулярно выпускаются письма, разъяснения, рекомендации. Нужно ли выполнять их?

Отдельно проходят примерные программы. С одной стороны сам заголовок говорит за себя — «примерные». С другой стороны, примерные программы названы в Законе об образовании, на них ссылаются ФГОСы. Они обязательны к полному выполнению? Можно ли из менять? Если можно, то насколько?

Давайте разбираться.

Рекомендации, разъяснения, письма выпускаются в помощь, для того, чтобы объяснить действия приказов в их сложных моментах. Эти документы так строго, как приказы, не вычитываются, поэтому ошибки и противоречия в них встречаются чаще. Выполнять их можно, но очень внимательно и осторожно, проверять, не нарушены ли приказы. Можно не выполнять, в суде такие документы как аргумент работать не будут. Авторы рекомендаций всегда могут сослаться на слово «рекомендации» и назвать их необязательными. Эти документы крайне редко отменяют или отзывают в отличие от приказов. Поэтому мы и сейчас в сборниках правовых документов можем найти письма и рекомендации на первый взгляд действующие, а при внимательном рассмотрении устаревшие, разъясняющие старые приказы.

С примерными программами сложнее. Нужно четко понимать, в какой мере нас обязывают приказы выполнять требования примерных программ. Поэтому сначала в основных приказах находим все упоминания примерных программ и что из них обязательно к исполнению.

На сегодняшний день по новым ФГОС основная литература обязательно должна быть из ФГОС. Во всем остальном примерные программы УЧИТЫВАЮТСЯ.

Как правильно учесть требования примерной программы. В идеале вы полностью все нормы примерной программы дополняете за счет вариативных часов. Но это идеальная ситуация, часто приходится примерные программы корректировать. Например, примерные программы общеобразовательного цикла утверждены до изменений ФГОС СОО. Сам ФГОС обязателен к исполнению, поэтому вносить правки в примерные программы придется нам.

Если вы меняете примерную программу, постарайтесь сохранить темы, содержательную часть. На все изменения стоит написать обоснование. Так вы покажете, что примерную программу вы видели, ее требования знаете, но у вас есть аргументы (требования ФГОС СОО и учебного плана, запрос работодателей, требования профстандарта и т.п.), в соответствии с которыми вы внесли изменения.

И последнее. Обязательные приказы мы выполняем без изменений. Поэтому при ссылке на них мы используем выражение «в соответствии». Примерные программы, рекомендации, письма мы принимаем во внимание, учитываем. Поэтому при их упоминании правильнее использовать выражение «с учетом».

Методист. Личный блог Александры Шевченко

6 ноя 2018Александра Шевченко
Статистика  Редактировать
100% открыли
88% просмотрели 1/3
86% просмотрели 2/3
83% — всё
Статистика этой статьи
Средняя статистика статей сообщества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *