Как вы аттестуете практику? — Гид образования

Я очень долго держалась в стороне от темы практики. Считая себя случайным человеком в системе СПО, я боялась даже касаться вопросов, связанных с практикой.

Я разрабатывала учебные планы, писала программы предметов, дисциплин, модулей, оставляя практику в стороне. Все это продолжалось до тех пор, пока ко мне не подошли преподаватели и мастера с требованием разобраться в программах практики. Вникнуть и объяснить было некому.

На самом деле это не уникальная ситуация. На практике педагоги и мастера ближе всего работают со студентами. Уже нет той грани, которую проводит доска и кафедра, есть четкое понятие — если ты профи в своем деле, студенты не заменят твоих педагогических ошибок. А если ту не работал по профессии, то научить студентов не сможешь, даже если обложишься бумагами с ног до головы.

Как вы аттестуете практику?, изображение №1

На заведование практикой очень часто попадают специалисты, пришедшие с производства. Сейчас всех обязали получить пед. образование, но, честно говоря, часто это формальная переподготовка — получить диплом, чтобы прикрыться от проверок по кадрам. Настоящей работе с документами по практике почти нигде не учат.

Итак, в один прекрасный день я оказалась один на один с программами практики. Я взяла все документы у мастеров, какие только были, во основном в электронном виде. Оказалось, что кое-кто проходил обучение и материала много, но папки с файлами мастеров-практиков просто пугали. С чего начать, чем закончить никто не знал. Как сделать руками, показать студентам работу — знали, что записать в программу практики — не знали.

Как вы аттестуете практику?, изображение №2

Взрослых людей научить составлять перечни работ, проследить за правильными формулировками, сделать систему составления программ простой и понятной — задача сложная. Сейчас я уже знаю основной принцип составления документов: большую часть нужно правильно списать. Знать откуда списывать и куда. Чем больше мы вписываем своих слов, тем больше поводов ошибиться в формулировках.

Первым источником информации для программ практики стал, конечно же ФГОС. Фактически по ФГОС 3-го поколения можно было, используя только умения и практический опыт составлять программы практик. Но отсутствие четких инструкций заставляло искать себе дополнительные подстраховки. Понимая, что я одна не могу знать все виды работ по всем возможным профессиям и специальностям, я стала искать дополнительные документы, чтобы дополнить и расширить списки из ФГОС.

Как вы аттестуете практику?, изображение №3

Первым таким документом стал ЕТКС. Все логично: студентам после выпуска работать по профессии, и спрашивать с них будут по квалификационным требованиям. Поэтому дополнить требования ФГОС , исходя из ЕТКС было для меня логичным и удобным шагом. Вскоре стали появляться проекты профстандартов. Да, это были неутвержденные документы, но это был прекрасный источник для списывания. Мне нужно было найти источник информации — я его нашла.

Вчитавшись в программы практик, я поняла, что я могу, конечно не уметь многого, но я понимаю, где взять перечни нужных навыков и работ. И такие бумаги вполне устраивали всех: и моих педагогов, и проверяющих. К тому же теперь практика не была для меня отдельным миром, плохо связанным с теорией. Я могда проводить связь между теорией и теми видами работ, которые будут выполняться на практике.

Откуда списывать я нашла. Осталось решить куда это все вписывать. Проще всего было взять чужой образец программы, я так и поступила. Для начала этого оказалось более чем достаточно. Мастера и педагоги были в восторге. Им не нужно было ничего сочинять. Программы практик становились понятнее.

Конечно, схема со списыванием не закрывает всех вопросов. я лишь нашла источник для содержания. А кроме содержания нужно было еще и выполнить требования по разным видам практики, сформировать отчетность и ФОСы, но это было следующим этапом освоения практики.

Как вы аттестуете практику?, изображение №4

Спустя несколько лет, когда уже не одна образовательная программа от учебного плана до программы ГИА была мной составлена, проверена, я все больше убеждалась, что нельзя смотреть только в одну часть программы, отгораживаясь от остальных со словами: «Я за это не отвечаю». Все части программы влияют друг на друа. Можно не знать всех нюансов, но представление обо всех частях программы нужно иметь обязательно.

Для того, чтобы не переписывать программы, локальные акты, журналы после каждой проверки, нужно четко знать приказы. Изучив приказ, можно отстаивать свою позицию (причем очень успешно, особенно если еще и Закон об образовании подключить). Тогда не приходится подстраиваться под проверяющего. В практике такой приказ один — 291.

Вчера я консультировала молодых коллег, которым доверили заведование программами практик. пока опыта работы у них мало, они пытались отмахнуться от многих вопросов: «Мы за это не отвечаем. Мы это не составляем, это не наше». Пришлось остановиться и предложить: «Давайте посмотрим ваши бумаги». Общее представление у коллег было. Слова аттестационный лист, характеристика знакомы, составлены, отчеты студенов есть. Но как только мы начали проверять в этих документах выполнение приказов, оказалось, что есть над чем работать.

Как вы аттестуете практику?, изображение №5

Попробуйте проверить себя, ответьте на несколько вопросов.

У вас в каждом модуле есть и учебная, и производственная практика? Или может какой-то из них не быть? А вы можете доказать с документами в руках, что можно отказаться от одной из практик?

Что нужно для аттестации практики? В ваших ФОСах учтены все 4 документа для аттестации каждой практики, которые требует 291 приказ? Вы легко их называете, а можете сказать, какие требования к этим документам предъявляет приказ 291?

И учебная, и производственная практики аттестуются при наличии положительного аттестационного листа (как математик скажу, это условие необходимое, но не достаточное, т.е. без положительного аттестационного листа нельзя оценить практику, а если он есть, нужно проверить остальные документы). В аттестационном листе у вам, я так думаю, перечислены ПК и стоит отметка об их освоении. Тогда возникает вопрос: если вы на учебной практике уже освоили ПК, зачем проводите производственную? А если не освоили, то как аттестовали учебную практику?

Сегодня я продолжу общение с коллегами, мы вместе найдем ответы на эти вопросы. И на другие, не озвученные здесь. А в понедельник все эти же вопросы я начну поднимать на дистанционном курсе повышения квалификации по практике. Если у вас есть коллеги, которым нужно помочь с формированием программ практики, оценочных материалов по практике, еще не поздно присоединиться к программе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *