Как поделить 9 недель практики на 5 модулей — Гид образования

На специальности «Право и судебное администрирование» по ФГОС СПО предусмотрено 9 неделю практики на 5 профессиональных модулей.

Вопрос 1: Можно ли оставить какой-либо модуль только с одной практикой?
Вопрос 2: Можно ли в какой-либо модуль ввести дополнительно практику (учебную или производственную) за счет вариативных часов?

Не стоит подходить к вопросу распределения практики так прямолинейно. Без изучения ФГОСа правильно ответить на этот вопрос не удастся. А ФГОС интересный, нечасто такой подход к выделению и модулей, и практики применяется в образовательных стандартах СПО.

Начнем с вопроса необходимости практики. Опуская вводные требования Закона об образовании, обязательными для исполнения являются требования 291 приказа и требования ФГОС по ППССЗ.

Начну с 291 приказа.:

6. Учебная практика по специальности … реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности ….

Т.е. необходимо выбрать основные виды профессиональной деятельности и по ним проводить практику. Основные — те, без которых не обойтись. Т.е. это виды деятельности, перечисленные во ФГОС. Если вы введете вариативные модули с дополнительными видами деятельности, для них учебная практика будет необязательной.

7. …

Практика по профилю специальности …реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Т.е. производственная практика проводится по каждому виду деятельности, указанному во ФГОС.
ВЫВОД: практика хоть и проводится в рамках модуля, привязывается к виду деятельности. Как правило сколько видов деятельности во ФГОС, столько и модулей вводится в программе.

Если рассмотреть ФГОС Право и судебное администрирование, мы столкнемся с нетипичной ситуацией: модулей больше, чем видов деятельности:

Как поделить 9 недель практики на 5 модулей, изображение №1

Для удобства я рассмотрю только базовую подготовку. Итак, озвучены только два вида деятельности, следовательно, нежно как минимум 2 недели учебной практики и 2 недели производственной практики.

Рассмотрим, сколько практики предлагает нам ФГОС:

Как поделить 9 недель практики на 5 модулей, изображение №2

И снова ситуация нетипичная. Обычно фонд практики задается в общем, организация сама выделяет, сколько будет учебной практики из общего фонда, а сколько — производственной. в нашем случае ФГОС уже произвел деление: 3 недели учебной и 6 недель производственной. Это больше необходимого минимума по видам деятельности. Т.е. пока требования приказа 291 вполне можно выполнить в рамках выделенного фонда времени на практику.

Перейдем к модулям, здесь нас ожидает сюрприз.

Перечень модулей базовой подготовки:

ПМ.01 Организационно-техническое обеспечение работы судов (ПК 1.1 — 1.5, 2.1 — 2.4)

ПМ.02 Архивное дело в суде (ПК 1.4)

ПМ.03 Информатизация деятельности суда (ПК 1.3, 1.5)

ПМ.04 Судебная статистика (ПК 1.5)

ПМ.05 Обеспечение исполнения решений суда (ПК 2.4)

Я целенаправленно выписала компетенции, которые формируются в модулях. Они показывают, что, несмотря на количество модулей, формируются 2 вида деятельности. Однозначного соответствия «модуль — вид деятельности» в данном ФГОС нет. Соответственно требования в каждом модуле проводить и учебную, и производственную практику, у нас нет.

Распределяя практику по модулям мы должны обязательно по каждому виду деятельности провести и учебную, и производственную практики. При этом не обязательно в каждом модуле планировать учебную практику.

Во ФГОС приведены требования к составу модуля:

В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

Соответственно, мы можем в часть модулей, опираясь на союз «или» включать только учебную или только производственную практику.

Я бы во все модули включила минимум по неделе производственной практики, а по учебной решение лучше принимать с учетом мнения педагогов ЦК по специальности. При этом лучше, чтобы практика входила в модуль в целых неделях.

Вариант, когда 3 недели практики будут разделены на 5 модулей приведет к тому, что внутри модуля (как минимум в 3 модулях) может не набраться целое число недель учебной практики и возникнут проблемы с заполнением дипломов. В этом случае по практике нужно будет составлять сквозную программу: 1 программа учебной практики на весь срок обучения и одна программа производственной практики на весь курс обучения.

Возвращаясь ко второму вопросу, который задали в начале, необходимо рассмотреть требования ФГОС к расходованию вариативной части.

7.1. …При формировании ППССЗ образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

Модуль — это МДК+практика. Вы имеете право его увеличить за счет вариативки. Следовательно, вы можете расходовать вариативные часы на увеличение практики.

Подведем итог. Учитывая особенности данного ФГОС, можно планировать модули, в которых будет только учебная или только производственная практика. Если же организация считает нужным все модули обеспечить и учебной, производственной практикой, это можно сделать за счет увеличения практики мз часов вариативной части.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *