Как появились ФГОСы — Гид образования

В систему СПО я пришла в 2000 году, поэтому поделиться опытом, как это было раньше, мне сложно. Я обязательно поделюсь историей освоения профессии педагога СПО, но позже.

Как появились ФГОСы, изображение №1

Само понятие стандарта в образовании начали обсуждать в 1992 году, после распада СССР. Был введен новый закон «Об образовании» и отдельная статья была посвящена образовательным стандартам.

Но страну лихорадило. В 1993 году была принята новая конституция. Все остальные законы пришлось менять под нее. Работа над стандартами продолжилась. Появилось понятие обязательного минимума и регионального компонента. Принять принципиально новые подходы за благо на фоне ухудшавшейся ситуации в стране было невозможно. Старую систему сломали, а к новой не были готовы. Реформаторы то отступали назад, оставляя в требованиях только перечень тем для освоения, то шли в направлении реформ, вместо перечня тем предъявляя требования к результатам и условиям. Реформирование продолжалось.

В 1994 закрепили требования к образовательным стандартам. Как они должны выглядеть, что в них должно быть, а что лишнее — не знал никто. Поэтому первыми были разработаны временные государственные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта.

Как появились ФГОСы, изображение №2
Как появились ФГОСы, изображение №3
Как появились ФГОСы, изображение №4

С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого и второго поколений. Постепенно накапливался опыт создания стандартов. Но менялась государственная политика, менялись подходы к образованию.

Закрепили требования к ГОСам и правилам разработки только в 2005 году. А к 2009 году количество противоречий накопилось в большом объеме и изменения уже вносились в Закон об образовании. Стала вырисовываться другая картина стандартов, без закрепления программ предметов, с появлением новых элементов — модулей.

Как появились ФГОСы, изображение №5

В Закон об образовании продолжали вносить изменения, параллельно разрабатывая уже ФГОСы 3 поколения, в которых появились новые элементы — модули. Закон об образовании нужно было полностью переписывать, что и было сделано в 2012 году.

Как появились ФГОСы, изображение №6

С выходом 273-ФЗ — Закона об образовании в РФ в 2012 г. система НПО была объединена с СПО, изменились некоторые термины. Соответственно, пришлось менять и ФГОСЫ, правда незначительно. Это даже новым поколением не стали называть — поколение ФГОС СПО 3+.

Но менялись подходя не только в образовании. Меняется все законодательство. С 2014 года начали реформировать трудовое законодательство, вводить профессиональные стандарты. А система СПО готовит выпускников для работы, нужно было перестраивать ФГОСы под профессиональные стандарты.

На новую реформу наложился кризис. Стоял выбор: повести по новому пути только часть профессий (для этого отобрали ТОП-50), а в остальных профессиях «подогнать» компетенции, знания, умения под профстандарты, или переводить всю страну на новые ФГОСы. Сейчас мы видим, что приняли второе решение. И сейчас мы видим выход стандартов 4 поколения.

Как появились ФГОСы, изображение №7

Выход профессиональных стандартов запланирован до 2020 года. Соответственно, и наши ФГОСы до 2020 года будут меняться. А далее при изменении профстандарта мы будем менять уже не ФГОс, а программу. А вот выход нового профстандарта может привести к изменениям во ФГОС.

Сейчас уже видно, что в новых стандартах требований меньше, стандартизации и свободы для формирования больше. Ошибки встречаются реже, но все-таки еще встречаются.

Изменения ФГОС подходят к своему завершению. Но это не означает, что больше изменений не будет. Сегодня мир меняется стремительно. В прогнозах звучит отмирание профессий, появление новых. Работа с информацией, требования к работникам меняются очень быстро. Те навыки, которые передавали из поколения в поколения, сейчас уже за одно поколение устаревают не раз.

По замыслу государства изменение ФГОС должно проходить раз в 10 лет. Для нас это примерный ориентир. Для тех, кто проходил через все этапы реформ видно, что от выданных программ мы пришли к тому, что программы формируют педагоги. Государство переводит нас на работу на результат. К выпускнику предъявляются требования, а как их получить — задача самого заведения.

Как появились ФГОСы, изображение №8

Есть большая проблема внутри образования. Это бюрократия. К сожалению, мы не можем сейчас договориться, как Макаренко, с государством: не трогайте нас с отчетами, а мы дадим вам результат. Но понимать, что никто нам не собирается создавать программы, что чем дальше, тем больше нужно готовиться к созданию своих, авторских программ стоит уже сейчас.

Мне очень интересно услышать ваши истории: как вы начинали преподавать, откуда брали программы раньше, как менялись за годы работы в СПО. Этого нет в книгах, учебниках. Этот опыт есть только у вас. Если есть желание и возможность — поделитесь своей историей в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *