Как правильно составить справку? — Гид образования

Обучающийся ушел в академический отпуск сроком на 1 год. Во время его пребывания в академическом отпуске (по результатам замечаний контрольно-надзорной проверки) произошла смена учебных планов в части исключения нескольких вариативных дисциплин, введенных ОО (обучающимся они были сданы) и изменении форм промежуточной аттестации (был экзамен, стал зачет) — то же сдан. По выходу из академического отпуска, обучающийся написал заявление на перевод в другую ОО. В справке об обучении мы должны ему поставить зачет (как по действующим учебным планам) или оценку (как практически у него сдано). И включаются ли в справку дисциплины, которые по действующим учебным планам «ушли» из него.

Я полностью согласна с комментариями под постом:

Джамиля:

Писать надо то, что по факту сдавал обучающийся.

Светлана Куракина

Джамиля, согласна на 100%. Норматив — это утверждённый учебный план, по которому учился и сдавал зч экз обучающийся.

Но мне хочется немного глубже рассмотреть ситуацию и описать разные варианты.

Отображение в справке реальной картины — простой, доступный и реальный выход. В описанной ситуации этот выход еще и в пользу студента: будут дополнительные дисциплины, будут оценки вместо «зачтено», что в другой организации может сыграть положительную роль.

Но изменения учебных планов произошли не на пустом месте. Предлагаю рассмотреть три варианта.

  1. Учебные планы и программы поменялись в связи с изменением нормативной базы
  2. Учебные планы поменялись для того, чтобы компенсировать нарушения: прошлого не исправить, но на будущее внесли коррективы, некоторые элементы программы перезачли, после изменений стали работать по новым программам
  3. Изменения делали «задним числом». Не могу назвать это законным, но по факту ситуация не единичная.

1 вариант

Изменения нормативной базы не редкость. Крым перешел в Россию. Старые ФГОСы перестают действовать и есть возможность перейти на новые. Изменился профстандарт, к которому привязана программа. В приказы внесены изменения, из-за которых приходится править программу.

Во всех описанных случаях мы меняем программы. Студенты не виноваты, что учились по программам, которые не соответствуют сегодняшнему дню. При изменении программы мы перезачитываем студентам результаты по новым правилам. С внесенными в программу изменениями и результаты студентов будут соответствовать закону. Если же перезачеты не провести, то студенты при переводе получат проблемы, необходимость сдачи академической разницы. Если перезачет внутри организации поможет студенту проще адаптироваться к другой образовательной программе, стоит включить студента, находящегося в академ. отпуске в ведомости перезачета и в справку вносить новые результаты.

Тем не менее возможна ситуация, когда студенту могут понадобиться и старые результаты. Например, на новые ФГОСы в уже запущенных программах переходить не обязательно. Поэтому после перевода студент может попасть в организацию, где продолжают обучение по старым ФГОСам. Я бы рассмотрела вариант справки, в котором будут приведены реальные результаты+в качестве приложения результаты перезачетов (т.е. показываем все полученные оценки и дополняем: «за время академического отпуска в связи с изменением образовательной программы были перезачтены следующие результаты: …)

2 вариант

В случаях, когда программы корректируют в середине обучения из-за нарушений не всегда остаток программы получается спланировать в полном соответствии приказам. Если были не вычитаны часы (недостаточная нагрузка) дальше по программе нагрузку придется увеличить.

На студента, находящегося в академическом отпуске ваши изменения никак не влияют. Стоит выдать ему справку по фактически освоенному материалу.

3 вариант

Изменения задним числом — это плохо. Прошлое мы не поменяем. Но не раз и не два я сталкивалась с ситуацией, когда при проверке вопрос ставился именно так: или вы за время проверки переписываете все: от образовательной программы до журналов и расписания, или получаете отрицательное заключение (или предписания…)

Если вдруг это ваша ситуация, то даже озвучивать ее в вопросах не хочется. А решать проблемы нужно. В этом случае выдать справку по реально освоенным студентом дисциплинам означает поставить под удар организацию. Если уж пришлось пойти по Оруэловскому варианту с переписыванием прошлого, будьте последовательны. Все ваши документы, в том числе и выдаваемые справки должны соответствовать друг другу. Справка будет выдана по переписанному варианту документации.

Я не случайно упомянула Оруэлла «1984». Уровень бюрократии, к сожалению, заставляет нас писать бумажки ради бумажек.

Иногда нужно абстрагироваться от системы. Попытаться увидеть главную цель. У организации цель — работать дальше. Если изменение бумаг помогут этой цели, пусть будет так.

У студента цель — получить образование, диплом. Изменить навыки студента вы не сможете, если он уже уходит в другую организации. Справка — необходимый документ. Но идеально соответствующих планов и программ не существует. Все равно что-то студент будет досдавать. И чем дольше вы выдаете справку, тем дольше растягивается ситуация перехода. Выберите один вариант, напишите справку и отпустите ситуацию.

И еще одно произведение приходит на ум. В.В. Пикуль «Полезнее всего запретить». Читая эту историческую миниатюру, я поняла, насколько глубоки корни бюрократии в нашей стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *