Как совместить компетенции и дисциплину — Гид образования

Добрый день! Подскажите пожалуйста, какие компетенции должна формировать ОУД.05 «Физическая культура»?

На курсах нам объясняли, что преподаватель сам выбирает компетенции которые будет формировать при обучении дисциплине, однако организация рекомендует придерживаться примерной ОП и прописывать в общеобразовательной программе все компетенции с ОК1 по ОК9. А уже в ФК.00 и ОГСЭ.04 формировать по выбору.

(примерная программа общеобразовательной дисциплины Физическая культура рекомендованная и разработанная ФИРО выпущена в 2015 году, стандарты утверждены в 2016)

Как же будет наиболее грамотно? Прописать только те компетенции которые реально сформировать на физической культуре, или приписывать все компетенции, и прикреплять к ним формальные способы оценки их усвоения?

Спасибо!

Как совместить компетенции и дисциплину, изображение №1

Давайте разберемся в описанной ситуации

Вопрос стоит о включении компетенций в общеобразовательный предмет.

Рассматривать следует три компонента: требования ФГОС, рекомендации примерной программы и локальные акты образовательной организации.

Общий принцип следующий: требования ФГОС и локальных актов являются обязательными, положения примерной программы — вспомогательными.
При этом и требования ФГОС, и примерную программу я сейчас рассмотреть могу, а вот локальные акты у вас свои, разные в разных образовательных организациях. Поэтому с ними придется разбираться самостоятельно.

Итак, пункт 1. Требования ФГОС.

По ФГОС СОО у предметов есть личностные, метапредметные и предметные результаты. Ни о каких компетенциях во ФГОС СОО речи не идет. Поэтому во ФГОС СОО требование по включению компетенций отсутствует.

Пункт 2. Примерные программы.

В примерных программах общеобразовательных предметов компетенций на сегодняшний день нет. На рекомендательном уровне включать компетенции в программы предметов общеобразовательного цикла нам не предлагают

Пункт 3. Локальные акты
Здесь ситуация намного разнообразнее.

Первый документ, с которым необходимо познакомиться — это учебный план. Этот документ создается образовательной организацией и никто, даже МинПросвещения, не имеет права его изменить. Если в ваш учебный план включена матрица компетенция, то все компетенции с привязкой по предметам, дисциплинам, МДК, практикам там зафиксированы и обязательны к исполнению. Если этого раздела в учебном плане нет — изучайте другие документы организации.

Второй документ — это положение о создании программ общеобразовательных предметов. Оно может назваться иначе, но локальный акт, закрепляющий форму и требования к содержанию программ дисциплин, предметов, модулей, МДК, практик в организации должен быть. Иначе каждый преподаватель имеет право ввести свою форму для рабочих программ.

Итак, если в положении прописано, что включение компетенций обязательно для всех программ, о включать придется и для общеобразовательных предметов. Если в положении прописано «включение всех общих компетенций обязательно для всех предметов и дисциплин», то включать придется полный перечень ОК. Возможна другая формулировка, тогда ее нужно внимательно читать.

Третий документ. Протоколы заседаний педсоветов, методических, цикловых комиссий, методсовета. Здесь также может быть принято решение об обязательности или необязательности включения ОК в программы.

Вывод. Разрешить вопрос с включением ОК и ПК в программы предметов и дисциплин можно только на уровне организации. Если от вас требуют включения компетенций, попросите документ, в котором это требование прописано. Если документа нет, вы имеете право включать или не включать ОК и ПК на свое усмотрение внутри общеобразовательного цикла, т.к. федеральные документы требований по включению компетенций в программы предметов общеобразователього цикла не предъявляют

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *