Как часто нужно обучаться педагогу? — Гид образования

Я бы ответила сразу: всю жизнь. Но это абстрактно и без нормативки.

Предлагаю разобраться в вопросе: кому, когда и сколько обучений проходить.

Перечень документов для проверки не маленький, но проверяемый. Я в качестве шпаргалки возьму приказ 461, по которому проверки организовывает Рособрнадзор, а дополнительно подниму ФГОСы, квалификационные справочники, профстандарт.

Начну с Закона об образовании.

273-ФЗ

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

  1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

  1. Педагогические работники обязаны:

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

ВЫВОД. Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи указано без периодичности. Соответственно образовательная организация может сама трактовать эту периодичность: от одного раза в год до 1 раза за весь период работы педагога, например, сразу после трудоустройства. При этом данное обучение — это не обязательно программа ПК, можно провести внутреннее обучение, главное его зафиксировать. Повышение профессионального уровня можно зафиксировать как повышение квалификации, которое педагоги проходят каждые 3 года. Обучение и проверка знаний. Обучение по охране труда нужно регулировать по отдельному положению, его я разберу ниже.

Приказ Минобразования РФ от 15.04.2003 N 1612
«О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях»

2 б) организация и проведение обучения и проверки знаний требований пожарной безопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней Ежегодно

8. Организация и проведение в образовательных учреждениях изучения «Правил пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений образовательных учреждений и организаций» По графику

9. Разработка схем и инструкций по эвакуации людей, оборудования и материальных ценностей на случай пожара. Доведение схем и инструкций по эвакуации обучающихся, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения. Организация и проведение тренировок по эвакуации людей не реже одного раза в полугодие Ежегодно

11. Разработка графика и организация в соответствии с ним профилактической работы по обеспечению пожарной безопасности в энергосистемах, на электрооборудовании, электроустановках, в вычислительных центрах. Проверка состояния и правильности монтажа осветительных и бытовых электросистем Ежегодно

ВЫВОД. Изучения «Правил пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений образовательных учреждений и организаций» — не реже раза в год, т.к. график составляется ежегодно. Организация и проведение тренировок по эвакуации людей не реже одного раза в полугодие. Это внутреннее обучение, ПК не обязательно.

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)

5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;

ВЫВОД. С одной стороны обучать педагогов (и не только их) нужно, если у вас есть ЭО и ДОТ. С другой стороны, правительство взяло курс на цифровизацию ВСЕГО. Уже в прошлом году на совещаниях по аккредитации стали поднимать вопросы ЭО и ДОТ. Настоятельно рекомендую обучить своих педагогов как минимум.

Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»

Строго говоря прямого указание на обучение здесь нет. Однако приемная комиссия должна четко следовать установленному порядку и выполнять требования законодательства:

6. Образовательная организация осуществляет передачу, обработку и предоставление полученных в связи с приемом в образовательную организацию персональных данных поступающих в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

10. Состав, полномочия и порядок деятельности приемной комиссии регламентируются положением о ней, утверждаемым руководителем образовательной организации.

11. Работу приемной комиссии и делопроизводство, а также личный прием поступающих и их родителей (законных представителей) организует ответственный секретарь приемной комиссии, который назначается руководителем образовательной организации.

12. Для организации и проведения вступительных испытаний по специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств (далее — вступительные испытания), председателем приемной комиссии утверждаются составы экзаменационных и апелляционных комиссий. Полномочия и порядок деятельности экзаменационных и апелляционных комиссий определяются положениями о них, утвержденными председателем приемной комиссии.

13. При приеме в образовательную организацию обеспечиваются соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии.

ВЫВОД. Специального обучения данный приказ не требует. Однако перед началом приемной кампании стоит запланировать внутренние инструктажи (как минимум) или обучение (по своей программе) для членов приемной комиссии. На весну 2020 поступила просьба провести повышение квалификации для ответственных секретарей приемной комиссии СПО. Если есть необходимость — возьмите на заметку.

Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

41. Образовательными организациями должны быть созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья .

Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

44… С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде

ВЫВОД. Приказ не предъявляет требований по обучению педработников, но на случай появления инвалидов и лиц с ОВЗ педагоги, способные оказывать техническую помощь, должны быть. Наличие учебных и лекционных материалов накладывают требование информационной грамотности на педагога.

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

12. Оценка соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов услуг осуществляется с использованием следующих показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования:

в) доля работников органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, от общего числа работников органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования;

ВЫВОД. Приказ не говорит о том, сколько работников должно быть обучено работе с инвалидами. Следовательно, стоит предусмотреть обучение как минимум одного, как максимум — всех педагогов. Обязательного требования с количественными характеристиками нет.

2.1.1. Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

2.3.1. Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение по охране труда проходят:

руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования — преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся— в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

ВЫВОД: всем педагогам регулярно проводятся инструктажи на рабочем месте, преподаватели охраны труда, БЖД, руководители практики каждые три года проходят специальное обучение по охране труда

ФГОС СПО 3+

ППКРС

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 — 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

ППССЗ

7.15. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

ВЫВОД: каждые три года ПК+стажировка в профильной организации. Профиль не уточняется, можно брать профиль по преподаваемому предмету, дисциплине, модулю

ФГОС СПО по ТОП-50 и актуализированные

ППКРС

4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

ППССЗ

4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

ВЫВОД. Для всех педагогов каждые три года обязательно ПК+стажировка на предприятиях по профилю образовательной программы

ФГОС СОО

Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу среднего общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

ВЫВОД. Для всех педагогов каждые три года обязательно ПК по профилю педагогической деятельности

Квалификационный справочник

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

ВЫВОД: квалиф. справочник не требует ПК, дополнительных условий не ставит

Профстандарт

Требования к образованию и обучению

Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года

ВЫВОД. ПК по педагогическому профилю — раз в три года. ПК по профессиональному профилю для педагогов проф. цикла — раз в три года. Обучение по охране труда — обязательно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *