Как я изучала ФГОС СОО — Гид образования

Общеобразовательный цикл — это целый отдельный мир в образовательной программе. Его нужно отдельно изучать, отдельно формировать, и пока я вижу, что требования приказов в нем выполняются не все.

В моем заведении общеобразовательной подготовки не было. Пока была возможность, сотрудничали с вечерней школой. Старались 9-клашек не набирать. Поэтому с общеобразовательной подготовкой мы долго не сталкивались. Но укрупнение образовательных организаций затронуло и нас, и однажды к нам присоединили филиал, в котором общеобразовательная подготовка велась всегда и почти все группы набирали на базе 11 классов.

Как я изучала ФГОС СОО, изображение №1

«Раз у филиала есть хороший опыт — пусть они и занимаются этим циклом. Мы поможем филиалу с нашими программами, они нам — с программами и формированием общеобразовательного цикла», — так думали мы в начале. И все было бы хорошо, если бы стандарты не менялись, а внутренняя система работы у всех была единой. Но этого нет (и не предвидится). Поэтому есть проблемы. Появились они и у нас.

Наработки у филиала были, но по старым стандартам. И программы разработаны по примерным программам 2008 года. А ФГОС СОО вышел в 2012, программы нужно менять, а как — никто не знает. В филиале ответственность на себя брать боялись: просили перепроверить, помочь, разобраться. И в то же время отпускать этот цикл из своих рук тоже не хотели. Директор разделила обязанности: программы СОО создает филиал для всех, а мы уже программы профессий и специальностей. После обмена программ начали вчитываться. Оказалось, что под новый стандарт 2012 года программы не переделаны.

Я долгое время пыталась не вмешиваться в ситуацию. Но я занималась тарификацией. А еще я читала информационные технологии, поэтому информатику тоже включила в свою нагрузку. Разбираться с ФГОС СОО пришлось везде: и в учебном плане, и в рабочей программе, и в проведении уроков.

Как я изучала ФГОС СОО, изображение №2

Мне предложили пройти повышение квалификации по ФГОС СОО, и я с большими надеждами на него поехала образовываться.

Курсы мне понравились. Навели порядок в голове. Выстроили представление, что обязательно нужно выполнить, а что — нет. Но увидела я еще одну вещь: и на курсах ответов на все вопросы по ФГОС СОО не было. Преподаватель щедро делилась своим практическим опытом, но ФГОС только-только начал вводиться, информации было очень мало, а быстро разобраться с новыми подходами не получалось.

Уже тогда я нашла нестыковки между ФГОС и рекомендациями министерства (хорошо быть учителем информатики и уметь быстро искать информацию в документе). К сожалению, тогда на все мои вопросы ответить не удалось. Поэтому решили выполнить то, что понятно. Да и рекомендации Минобазования тоже не на пустом месте появились — решили оттолкнуться от них.

Учебный год заканчивался, нужно было готовиться к следующему, и мы начали полную переработку программ общеобразовательного цикла

Как я изучала ФГОС СОО, изображение №3

Для начала распределили часы — в точности по письму 06-259. Создали одну образцовую программу и пустой шаблон. Собрали преподавателей и раздали задание. Работа началась.

Каждый день я проверяла несколько педагогов. Каждый день находили новые проблемы и сложности, и как их решить. У кого-то дела шли хорошо. С кем-то приходилось сидеть вместе, заполняя программу. Больше всего проблем возникло с последним разделом, который мы создали по образцу программ СПО — контроль и оценка результатов дисциплины

Как я изучала ФГОС СОО, изображение №4

Порой результаты писали вместе с преподавателем — два-три пункта — и отправляла на доработку остальных. Один молодой педагог уволился, не выдержав нагрузки. Но программы мы написали все.

Так получилось, что после этой работы я ушла преподавать на курсы повышения квалификации (те самые, где я разбиралась с общеобразовательным циклом). И уже мне приходилось искать ответы на вопросы, изучать нормативку, следить за изменениями. А изменения были

ФГОС СОО начал меняться. А вот рекомендации министерства — нет. Вчитываясь во ФГОС я все больше и больше видела несоответствий с рекомендациями. Я поняла, не стоит рассчитывать на указания сверху. Я прекрасно знаю, что приказы нужно выполнять, поэтому нужно внимательно изучить ФГОС СОО и выполнить все, что там требуется.

Я собрала требования ФГОС. Они шли вразрез с общепринятой схемой работы. Поэтому я показывала своим слушателям две схемы: вот так принято, а так по приказу. И уже на первых проведенных курсах ко мне подошла слушательница. На проверке ей задали вопрос, почему у нее в плане 16 предметов, когда ФГОС говорит о 10(11)? Это было как раз то несоответствие, о котором я говорила на курсе. Я поняла. что выбрала правильный путь — выполнение приказа.

Как я изучала ФГОС СОО, изображение №5

В первые проведенные обучения требование сократить предметы встречало бурный протест. А куда деть преподавателей? Уволить? Но чем дальше, тем спокойнее принимали эту норму. Я по-прежнему давала две схемы: рекомендуемую и правильную. Проговаривала, что проверяющие тоже люди могут ошибаться или чего-то не знать. Я не проверяющий. Я не рассылаю проверяющим указания. Я учу педагогов, методистов, замов, рассказываю вам, как сделать правильно, по закону.

В перерыве ко мне подошла слушательница. «Я — проверяющая. Я с интересом слушаю вашу информацию. Вы действительно поднимаете очень спорные вопросы, во мне все кипело вчера, когда мы читали ФГОС, но я решила подождать второго дня. Я хотела услышать, что вы предложите в этой спорной ситуации. Я вас услышала, вы спорный вопрос легко разрешили. Но почему вы не говорите о правильных циклах в СОО? Почему не рассказываете о соотношении 60/40? Мы это проверяем»

Я поняла, что не все увидела, не все учла, не все просчитала. И я снова стала править схему планирования общеобразовательного цикла. Одновременно поднимала историю реформирования образования, выход приказов, следила за новыми приказами и изменениями. Иногда мои коллеги или слушатели находили новые приказы раньше меня и присылали мне. Я стала делиться новостями в рассылке.

В этом году, проводя обучение в Москве я увидела, что отношение к формированию общеобразовательного цикла за несколько лет поменялось полностью. Если раньше найти план с 11(12) предметами в общеобразовательном цикле было невозможно, а слушатели сокрушались о выброшенных предметах, то сейчас минимум половина группы отчитались о планах с 12 предметах, а те, у кого было больше, стеснялись сказать об этом вслух.

Как я изучала ФГОС СОО, изображение №6

Я знаю, что ситуация поменялась очень сильно. Я знаю о проблемах с индивидуальным проектом и с примерными программами, с родным языком и с астрономией. Я знаю о проблемах, которые появятся скоро: это внеурочная деятельность, это УУД. Все это уже есть в стандарте, и все это должно быть у вас в программах.

Я вижу, что сейчас ФГОС СОО внедряется двумя разными путями: в школах и в СПО. И акценты расставляются по-разному. Школы выполняют одну часть требований стандарта, а мы — другую. Со временем, после череды проверок и наказаний все разберутся со ФГОС СОО. Только сколько на это уйдет времени? Я бы хотела уже сегодня выполнить требования стандарта полностью. Не потому, что я люблю этот ФГОС или считаю его очень качественным. Нет, я недовольна некоторыми его подходами. Но я знаю, что выполнять его придется. И чем раньше это начать, тем легче будет потом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *