Кто должен составлять программы? — Гид образования

Честно говоря, я не думала поднимать этот вопрос. Я знаю вас, читающих мой блог — вы не только программы составляете, изучаете документы, обучаете и консультируете своих педагогов. Думаю, у читателей блога ожиданий, что кто-то за них разработает хотя бы одну программу, нет.

Однако у всех у нас есть коллеги. И не все педагоги рвутся в первых рядах выполнить и перевыполнить план по составлению документов. Есть такая распространенная позиция — подождать, авось рассосется. Если не получится — потребовать, чтобы обеспечили. Рабочим местом. Условиями. ПРОГРАММОЙ.

Вот для таких случаев, когда преподавателю необходимо доказать, что разработка программы — его обязанность я и пишу эту статью.

На сегодняшний день должностные обязанности педагога зафиксированы в 2 документах: ЕТКС и профстандарт.

Безусловна, ввод профстандарта в действие с 1 января 2017 года должен был привести к пересмотру подходов к должностным обязанностям. Однако этого не произошло. Организации на сегодняшний день имеют 2 действующих документа и сами выбирают, по какому работать. Поэтому заглянем в оба документа.

Итак, ЕТКС.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)

III. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Преподаватель <*>

———————————

<*> Кроме преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу ВУЗов.

Должностные обязанности. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету; основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления; педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся; основы трудового законодательства; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Мы видим, что разработка программ — прямая обязанность педагога. Соответственно отказ от этого вида деятельности — прямая дорога к объявлению «несоответствию занимаемой должности» на очередной аттестации. А в период между аттестациями — нарушение трудового законодательства влоть до увольнения (5-кратное нарушение вполне дает такое право, поднимать цитаты трудового кодекса сейчас не буду)

Перейдем к профстандарту

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации»

Возможные наименования должностей, профессий: Преподаватель

3.1.3. Трудовая функция «Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП»

Трудовые действия

Разработка и обновление рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения и (или) ДПП

Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) программ СПО, профессионального обучения и (или) ДПП, в том числе оценочных средств для проверки результатов их освоения

Планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО, профессионального обучения и (или) ДПП

Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения и (или) ДПП

Я опущу умения и знания — их там тоже достаточно

Мы видим, что профстандарт обязанности по разработке программ также возлагает на педагога.

Думаю, этих двух нормативных документов достаточно, чтобы определить, кто должен разрабатывать программы в соответствии с Законом.

На самом деле у этого вопроса есть оборотная сторона, но она требует не статьи, а как минимум серии вебинаров.

Если есть необходимость в проведении обучения по должностным обязанностям педагога, пишите в комментариях. У нас есть дополнительно еще минимум 2 приказа связанных с нормированием времени педагога. В них много сюрпризов как для администрации, так и для педработников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *