Обсуждаем виды промежуточной промежуточной аттестации — Гид образования

Вчера в обсуждениях под постом появились разные мнения по поводу контрольных работ и зачетов. Это неудивительно.

Заглянем в историю вопроса.

В 1999 году были выпущены методические рекомендации:

Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 N 16-52-59ин/16-13
«О Рекомендациях по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования»

В этих рекомендациях приводился полный перечень форм промежуточной аттестации:

Основными формами промежуточной аттестации являются:

— экзамен по отдельной дисциплине;

— комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам;

— зачет по отдельной дисциплине;

— курсовая работа (проект) <*>;

— контрольная работа.

Вскоре после этого была начата процедура формирования государственных образовательных стандартов. Поворотным моментом является принятие Закона об образовании в 2012 году. Появилось понятие ФГОС, распределились роли образовательных организаций и обучающихся, были прописаны требования к учебным планам, программам, аттестациям. Документы, принятые до 2012 года перестали соответствовать Закону.

Как вам, наверное, известно, приказы обязательны к исполнению. Поэтому приказы, непосредственно связанные с Законом об образовании, были изменены, откорректированы или отменены. В письма, рекомендации не статуса обязательности к исполнению. Поэтому их никто не отменяет, не отзывает. Поэтому и приведенное письмо до сих пор вы можете найти в базах нормативно-правовых документов без отметок о его действительности либо недействительности.

Сразу изучить весь Закон об образовании — задача сложная, практически неподъемная. Несмотря на то, что в Законе очень многие нормы урегулированы, перестроиться на работу по-новому очень сложно. Поэтому выпускались разъяснения, комментарии. Не всегда они были утверждены, иногда документы без реквизитов использовались как руководство к действию. Так, например, в одном из сборников ответов на популярные вопросы говорилось о том, что контрольная работа не является промежуточной аттестацией. Однако никаких реквизитов данный документ не имел.

Итак, до 2012 года виды и формы промежуточной аттестации в методических материалах, письмах, типовых положениях описывались, предлагались, рекомендовались. Выход Закона об образоании в 2012 году не переломил привычек, многие привычные формы работы сохранились. Но это не значит, что сложившиеся традиции необходимо продолжать. Мы должны четко понимать, что говорит современная нормативная база по промежуточной аттестации.
Начну с Закона об образовании.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

Т.е. формы промежуточной аттестации устанавливает образовательная организация. Это записано в Законе.

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

В соответствии с этой статьей образовательная организация прописывает формы ПА в локальном акте. Дополнительно хочу отметить еще один пункт из Закона:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

Т.е. в локальном акте формы ПА перечисляются, а вот какие именно применяются в конкретной программе закрепляет учебный план.

Закрепляет все это статья, регулирующая саму промежуточную аттестацию:

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

1.Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Закон отдал нам право устанавливать формы ПА. То, что на сегодняшний день есть привычные или широко распространенные формы ПА никак не ограничивает наше право использовать любые формы ПА, которые мы решили закрепить в локальном акте и использовать в учебном плане.

Приказ 464 не противоречит закону, он лишь уточняет и дополняет отдельные моменты:

30. Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. ​Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно

В отношении экзаменов и зачетов выставляются требования к их количеству, но это не ограничивает нас в использовании других форм ПА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *