Оплата труда педагога при работе с ДОТ — Гид образования

Начну с того, что оплата труда педагога при работе с электронными образовательными технологиями и ДОТ законодательно не урегулирована. Трудовой кодекс отсылает нас к локальным актам по оплате труда, трудовому договору и должностной инструкции. должностных инструкций. . Т.е. как определите в организации, так и работать будете никто, сверху нормативы разрабатывать и спускать не собирается. По крайней мере пока. В рамках действующего на сегодняшний день законодательства.

Второй момент, который стоит тоже помнить: фонд оплаты труда не меняется от того, что вы перевели дисциплину или модуль на дистанционные технологии. Т.е. в теории при планировании финансирования должны учитывать и сетевую форму реализации программ, и используемые технологии, но на практике максимум, что учитывается — наличие инвалидов и лиц с ОВЗ.

Таким образом, рассматривая оплату труда педагога стоит помнить, что на доп. финансирование рассчитывать не приходится. Использование ДОТ обычно используют как аргумент для снижения стоимости обучения. Однако в этой статье я не буду рассматривать данный аргумент. По законодательству мы не можем снизить стоимость обучения студента ниже установленной государством. В рамках ДПО это возможно, для СПО — пока нет. Да и полностью перевести ППКРС или ППССЗ на ДОТ не получится: принять ГИА дистанционно на сегодняшний день невозможно, а использование интернета приведет к нарушению 968 приказа — нельзя использовать средства связи.

Хочу сразу оговориться: все, что будет прописано ниже — мои рассуждения. С ними можно соглашаться или не соглашаться. Но нарабатывать подходы к оплате труда педагогов при использовании ДОТ придется всем.

По 464 приказу у нас есть несколько видов занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация. Это то, из чего складывается аудиторная работа (или работа во взаимодействии с преподавателем), за которую идет оплата труда педагогу. Сюда же можно отнести промежуточную аттестацию. Самостоятельная работа педагогу не оплачивается, ГИА дистанционно проводить не стоит. Курсовые под вопросом.

Я позволю себе не рассматривать урок: он комбинируется из частей других занятий и имеет смысл его использовать только для традиционной формы обучения.

Лекция

Лекция. Ее можно проводить в двух форматах: видеоурок и вебинар. В случае видеоурока лекция записывается один раз, педагог не тратит время на ее проведение многократно, соответственно заплатить за нее можно один раз. Естественно, для педагога это невыгодно, зато сильно экономит фонд оплаты труда. При этом можно прописать в локальных актах по оплате труда, что запись видеолекции оплачивается в двойном, тройном или любом другом кратном денежном исчислении. От чего это зависит? От подхода к записи лекции.

Если лекция записывается вживую: на уроке поставили камеру, записали педагога и запись используете в ДОТ, никаких дополнительных трудозатрат у педагога не будет. Если видеолекция записывается отдельно, с пересъемкой неудачных фрагментов, с перезаписью голоса, это может увеличить затраченное педагогом время в 3-4 раза. Но и результат будет совсем другого качества. И, наконец, третий формат, когда педагог монтирует видео, добавляет эффекты, вставки с иллюстрациями, анимацию и т.п. — это уже высокая квалификация педагога или оплата специалиста по монтажу. Здесь нужно оплачивать поминутно за результат. Норм нет. Приведу пример: создание 12-20-секундного ролика-заставки сейчас стоит 3000 руб. А в условиях организации скорее всего фонд оплаты труда будет ограничен, и расценки нужно устанавливать, исходя из финансовых возможностей организации наличия специалистов.

Проведение вебинара от проведения живой лекции отличается только наличием техники. Возможно на первых порах как более квалифицированный труд такое занятие может оплачиваться немного дороже. Кроме того, проведенный вебинар может быть записан и использован как видеоурок. Но фактически это та же лекция. Использование технических средств со временем станет обыденностью.

Приведу в пример мобильный телефон. Попробуйте перенестись на 20 лет назад и вменить в обязанности педагогу поддерживать связь со студентами и родителями с использованием сегодняшних технологий. Понадобилось бы специальное обучение, дополнительные затраты и на сам телефон, и на связь. А сегодня отсутствие телефона скорее расценят как невыполнение обязанностей. Про навыки пользования телефоном, затраты на его использование никто не вспоминает.

Так и с проведением вебинаров. Пока это редкость, може быть увеличенная оплата. Когда вебинары станут обыденностью, оплата вебинара от оплаты обычной лекции вряд ли будет отличаться. только если сохранится традиция увеличенной оплаты и появятся вопросы: «А за что здесь платить больше? Педагог может даже меньше тратить сил, вести обучение из дома не заниматься дисциплиной в аудитории….»

Семинар

Правильно проведенный семинар включает длительную подготовку и общение в формате конференции. Подготовка к семинару в обычных условиях относится к самостоятельной работе и педагогу не оплачивается. В дистанционном формате при использовании, например, системы moodle, педагог должен несколько раз включиться в систему, переключая режимы подготовки, выдавая задания. Само занятие, безусловно, проводится вживую. Логично установить оплату семинара немного выше, чем оплату вебинара, если присутствуют подготовительные этапы и доп. работа.

Практическое/лабораторное занятие

Здесь невозможно дать общую схему, так как технологии могут применяться самые разные.

Чаще всего задание на практическое занятие педагогом выдается однократно. Как и в случае с видеоуроком это разовая работа педагога. Можно немного дифференцировать: задание в письменной форме, разработка теста на 10-20-50- вопросов, задание в видеоформате. В любом случае это задание не может быть больше видеоурока, скорее всего оно будет занимать от 10 до 25% от длительности часа. И, естественно, разовая работа оплачивается один раз.

При этом и практические, и лабораторные занятия нужно проверять. Очень немногие задания могут быть проверены системой автоматически. В большинстве случаев требуется проверка педагогом отдельно каждой работы. Это время. Его вполне можно тарифицировать, 536 приказ нам позволяет это делать. В условиях традиционных форм обучения проверка работ должна оплачиваться, но на многих работах можно проводить проверку на самом занятии и снимать этот вопрос с тарификации. В условиях ДОТ оплата проверки лабораторных и практических обязательно должна быть, и рассчитываться она должна исходя из количества студентов.

Таким образом, оплата практических и лабораторных — это разовая оплата за разработку задания и оплата проверки каждого студента. Возможны, конечно, варианты, когда студенты выполняют задание в режиме видеотрансляций, и педагог отслеживает работы всех одновременно. Но это уже нюансы проведения занятий.

Консультации

Здесь стоит вспомнить о нормировании консультаций.

Во ФГОС 3+ норма строго прописана: 4 часа на студента в год. Я бы весь этот фонд вывела в индивидуальные консультации. В таком случае мы получаем 100 часов консультаций, которые можно проводит в оплате как и проведение вебинаров. Стоит при этом фиксировать проведение консультаций вплоть до из записи — сегодня это не проблема. При этом количество изначально стоит оговорить и в учебных планах, и в тарификации, и студента с этим количеством знакомить. Может быть стоит академический час разбить на 3 15-минутные консультации, но на оплату педагогу это не повлияет, 3*15 по оплате выйдет тот же час.

При работе по новым ФГОС нормы консультаций нет. Вы можете хоть 50% времени отвести под консультации. Использование индивидуальных консультаций сильно увеличит тарификацию. Выгода, полученная за счет сокращения оплаты на лекциях легко перекроется увеличением часов консультаций. Поэтому стоит заранее просчитать возможности проведения консультаций и выделять на них небольшое количество времени. Я не вижу смысла в групповых консультациях при ДОТ: проще провести вебинар или упрощенный семинар, а консультации перевести полностью в индивидуальный режим.

Запись консультаций позволит собрать типичные вопросы и создать базу вопросов и ответов. Это вполне может помочь со временем снизить время на консультации. Без консультаций полноценное обучение проведено не будет.

Курсовые

Для меня выполнение курсовых — это комбинация практических занятий , самостоятельной работы и аттестации. Возможно чуть больше проверок на разных этапах выполнения работы или дополнительные занятия-консультации. Необходимо сформировать структуру: сколько инструкций, консультаций, заданий получат студенты. Вполне может получиться одна лекция-задание, дополненная письменным заданием и аттестация. Комбинации продумайте сами.

Промежуточная аттестация

Это тоже разная комбинация из форм практических заданий. При этом можно проводить ПА индивидуально, увеличивая трудозатраты педагога, можно частично автоматизировать, когда студент загружает ответы ПА, а педагог ишь проверяет результаты. Т.е. подходы будут сходными с практическими и лабораторными занятиями.

Дополнение

При организации ДОТ стоит предусмотреть оплату труда технических специалистов. Это и формирование обучающего курса, и помощь в записи, монтаже видео, и техподдержка во время проведения вебинаров, и решение тех. вопросов с доступами, паролями и т.п. Даже если вы решили экономить и все лекции оплатить педагогам по одному разу — только при записи, а дальше пользоваться наработанным материалом, кто-то должен эту лекцию в нужное место курса разместить. Возможно появятся кураторы или модераторы курса. Все эти вопросы нужно прорабатывать практически. А после проведения обучения снова пересматривать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *