Почему общеобразовательный цикл сейчас так меняется? — Гид образования

Общеобразовательный цикл продолжает создавать вопросы.

С одной стороны в последнее время ФГОС СОО не менялся. По крайней мере в последний год. Вышли новые ФГОС СПО, требования в программам ППКРС, ППССЗ изменились, но ФГОС СОО таких перемен не переносил. Полтора года назад добавили астрономию, сократили название математики, добавили немного в содержательной части. Но все это было уже в прошлом году. Почему вопросы возникают сейчас?

Почему общеобразовательный цикл сейчас так меняется?, изображение №1

ФГОС СОО с незначительными изменениями действует с 2012 года. В первую очередь он предназначен, конечно, для школ. Но в школе действует на один ФГОС, а три — начальной, основной и средней школы. Они все едины, долны обеспечивать переемственность.

ФГОС начальной школы появился 6 октября 2009. Значит, первые ученики по этому ФГОСу начали учебу в 2010 году. До ФГОС СОО им необходимо отучиться 9 лет. Только в 2019 году они доберутся до старших классов.

Почему общеобразовательный цикл сейчас так меняется?, изображение №2

В порядке эксперимента, для некоторых школ разрешили начать вводить ФГОС СОО раньше. Для тех классов, которые готовы. Фактически сейчас в школах идет переходный период, ФГОС СОО проверяется, испытывается. Массово школы начнут с ним работать с 2019 года.

Но для нас ФГОС СОО стал законом с момента выхода. ФГОС СПО уже в 2012 году требовал от нас выполнения ФГОС СОО. Поэтому опереться на школьный опыт возможности не было. ФГОС СПО тех лет выдавал часы на общеобразовательный цикл, время на промежуточную аттестацию, и это было для нас помощью. Министерство выпустило рекомендательные письма. Первое было неудачным, после его обсуждения на всероссийском вебинаре письмо переписали, избавив от грубых ошибок, в том числе арифметических и в обновленном виде письмо стало основой для наших программ. Оно соединяло в себе требования ФГОС СОО и ФГОС СПО 3+.

Почему общеобразовательный цикл сейчас так меняется?, изображение №3

Сейчас от рекомендаций этого письма приходится отказываться. Во-первых, несмотря на внутреннюю непротиворечивость, оказалось, что в письме есть ошибки, противоречия со ФГОС СОО. Стандарт общего образования — объемный, сложный документ, учесть все его требования и ни в чем не ошибиться было сложно.

Связано это еще и с тем, что в стандарте применены новые подходы к профилизации классов. Мы привыкли к максимально широкому числу предметов, развитию кругозора в школьной программе, только на этапе СПО мы оставляем профильные предметов, отказавшись от большого числа школьных. ФГОС СОО предлагает уже в 10-11 классе отбросить часть предметов, сосредоточившись на будущей профессии.

Почему общеобразовательный цикл сейчас так меняется?, изображение №4

Уже в 2016-2017 учебном году ко мне стали поступать вопросы из отдельных регионов по ФГОС СОО. Особо дотошные проверяющие, ориентирующиеся в нормативных документах, отбрасывали ненужные «костыли» в виде рекомендаций и шли строго по приказам. И уже на строке «учебный план должен содержать 10(11) предметов» у организаций начинались проблемы. Это были единичные случаи, но они были.

Дальше требования выполнения приказов только увеличивались. У меня сложилось впечатление, что весь объем требований из приказов к организациям применять не стали в 2012 году с выходом Закона об образовании, а постепенно по всем приказам проводили корректировку организаций под новые требования. Корректировку штрафами и наказаниями.

Почему общеобразовательный цикл сейчас так меняется?, изображение №5

Изменение Закона об образовании в 2012 году (точнее, выход нового закона, старый перестали «латать»), выход новых приказов 464, 291, 968 давало новые требования, перестраивать ав работе нужно было многое. Сначала мы переделали документы, выполняя в общих чертах приказы. Далее каждый год проверки приносили новые коррективы, как бы дочитывая приказы и предложения в них до конца.

Самые принципиальные работники организаций прочли приказы сами. Выполнили все пункты, даже в разрез с рекомендациями. Это было самым сложным — идти против рекомендаций. Я знаю лишь единичные случаи на всю страну, им было очень тяжело, но сейчас, когда выполнения приказов с каждым годом требуют все сильнее, первопроходцам работать легче.

Чуть выше я писала, что ФГОС СПО 3+ влиял на выполнение ФГОС СОО. Обновление наших ФГОС СПО привело к тому, что влияние сильно ослабло. Фактически под давлением проверок оказалось, что выполнять письмо с рекомендациями опасно — нужно править ошибки. ФГОС СОО нужно выполнять полностью, а идеальных примеров выполнения практически нет. Программы надо менять, причем менять не по образцу, а в соответствии с требованиями закона. Брать ответственность на себя. А это сложно.

Сейчас принципиально новых требований не появилось. Просто приказ по ФГОС СОО «дочитывают» до конца. Думаю, это «дочитывание» может продлиться до 2021 года, до того времени, когда школы пройдут по ФГОС СОО полностью. С каждым годом все большее число организаций под давлением проверок будут менять программы.

Предлагаю меняться не по предписаниям, не после штрафов, а до них. Предлагаю совместное изучение ФГОС СОО на повышении квалификации в Москве. Это не только информация от преподавателя, это еще и обмен опытом — удачным и не очень, поиск выходов в сложных ситуациях (когда сокращение предметов ведут к увольнению педагогов, например).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *