Приказ 461, часть 4 — Гид образования

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Трудовой договор регулирует, что должен делать педагог. Дополнительно стоит поднять приказы 1601 и 536. Видов работ помимо преподавания много, без трудового договора и должностной инструкции спорные вопросы не решить. В идеале эти документы нужно очень внимательно проработать и изучить.

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Снова стоит поднимать приказы 1601 и 536. Дополнительно звучат локальные акты: колдоговор, правила внутреннего трудового распорядка и расписание занятий. Все эти документы должны быть доступны педагогам, в идеале — вывесить на сайт.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1.Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

Прозвучал термин «рабочая программа» — значит, она должна быть. Стоит обратить внимание, т.к. перечня обязательных документов, которые должны быть у педагога не существует. КТП, например, нигде не упоминается.

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

В некоторых заведениях фиксируют локальным актом этический кодекс педагога. Прямого требования нет, я бы не усложняла жизнь, но опыт в разных заведениях разный.

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

По каждому пункту педагог должен уметь отчитаться. Познавательная активность — ставятся практические задания, самостоятельность — даются задания для самостоятельного выполнения, инициатива — есть групповые задания, в которых проявление инициативы поощряется оценкой и т.д. Важно каждому педагогу иметь аргументы по своему предмету по каждому пункту.

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

А эти вопросы замечательно вписываются в вопросы аттестационной комиссии педагога. Каким бы талантливым ни был педагог, вопрос: «Какие формы обучения вы применяете?» — способен поставит в тупик многих. Иое мнение — это формальный подход, но по минимуму ответить на эти вопросы нужно и при проверках и анкетированиях педагоги должны уметь отвечать на эти вопросы (формы обучения, формы воспитания, методы обучения, методы воспитания)

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

Здесь у нас простой аргумент — повышение квалификации

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

медосмотры, думаю, как и аттестация у всех на контроле

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

обучение по охране труда тоже обычно контролируется, хотя проверить и актуализировать документы по обучению по охране труда не помешает

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

свои локальные акты каждая организация ОБЯЗАНА выполнять. Поэтому перед проверкой с сайта скачиваются локальные акты, изучаются и проверяется их выполнение. Именно поэтому разным организациям могут задаать РАЗНЫЕ вопросы при проверках — на основании локальных актов.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Педагог может быть ИП. Важно не пересекать интересы ОО и частной деятельности педагога. Самый простой пример: репетиторство. По предыдущим пунктам педагог обязан учить качественно. Репетиторство — это изучение в большинстве случаев того же материала, но платно, индивидуально. Поэтому быть репетитором у своих студентов — это признавать, что работа на занятиях проводится некачественно, что провоцирует потребность в репетиторе. Конфликт интересов. Поэтому если и заниматься со студентами, то лучше не со своими или хотя бы не по своему предмету.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Статья 49. Аттестация педагогических работников

2. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Проверяются аттестационные материалы. Это периодичность аттестации в личных делах у каждого педагога, наличие аттестационных комиссий, положений о них, документации самих комиссий.

Статья 50. Научно-педагогические работники

3. Научные работники образовательной организации наряду с обязанностями, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, обязаны:

1) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки;

2) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.

Эти требования для вузов

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

ТК РФ Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

— имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.

руководитель — всегда основное место работы

12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.

Статья 53. Возникновение образовательных отношений

2. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.

3. В случае приема на целевое обучение в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом обучении.

Для целевого обучения договор о целевом обучении обязателен

Статья 54. Договор об образовании

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

Обязательные строки договора об образовании:

— вид образовательной программы

— уровень образовательной программы

— направленность образовательной программы

— форма обучения,

— срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее — договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Обязательные строки договора об образовании

— полная стоимость платных образовательных услуг

— порядок оплаты образовательных услуг

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора.

На сайте информация по договору и оплате должна БЫТЬ и должна быть АКТУАЛЬНОЙ

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее — поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

еще один обязательный пункт договора «Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *