Проектная деятельность — Гид образования

Запись полезного вебинара «Метод проектов и технология презентаций в работе учителя»

Можно посмотреть в удобное время и поделиться с коллегами!
https://rosuchebnik.ru/material/metod-proektov-i-tekh..

Метод проектов (или метод проблем) предусматривает наличие проблемы, требующей исследования. А содержание школьного образования буквально переполнено вопросами и проблемами, надо лишь вывести их на поверхность.Так что проект – «это определённым образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».

Проектная деятельность – это «обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности». (цит. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2000.)

Среди проблем, с которыми придется столкнуться учителю при организации проектной деятельности учащихся, непременно будет и такая: как совместить обычные уроки с выполнением учебных проектов.

Тут могут быть несколько вариантов:
1) проект внутри урока;
2) проект на уроке и дома;
3) изучение отдельных разделов и тем примерной учебной программы по предмету в ходе учебного проектирования;
4) проектные недели в школе (для отдельного класса, для параллели классов, для всей школы).

  1. Проект внутри урока предполагает, что в ходе урока учащимся будет предложена презентация проекта, выполненного в течение ограниченного отрезка времени (обычно 2–3 дня) небольшой группой учащихся. Или могут быть презентированы несколько небольших индивидуальных проектов. Но в любом случае темы проектов определённым образом должны быть связаны с темой урока.

2. Проект на уроке и дома. В этом случае на одном из уроков даётся старт очередному проекту: учитель и учащиеся предлагают темы для проектных изысканий – индивидуальных и групповых, сообща решают, кто конкретно из числа учащихся класса будет выполнять проекты по той или иной теме (тематический принцип) или же учитель объявляет тему коллективного проекта и предлагает каждому ученику выбрать тему для своего индивидуального проекта из предложенного списка (системный принцип). Здесь же определяются временные рамки проектирования, намечается срок завершения и презентации всего коллективного проекта на одном из будущих уроков или объявляется срок ученической конференции. Обнародование списка индивидуальных проектов можно совместить с моментом окончания урока, чтобы частично использовать перемену для решения организационных вопросов, связанных с выбором учениками тем для индивидуальных проектов.

Оба рассмотренных выше варианта предполагают, что выбранная для учебного проектирования тема как изучается на уроках, так и исключается из поурочного планирования. В первом случае на различных уроках уместна будет презентация проектов, тема которых соответствует темам уроков. Во втором случае наиболее уместной формой защиты проектов будет ученическая конференция.

В работе над исследовательскими проектами и проектами других видов используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди них исследовательский метод занимает едва ли не центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности.

Исследовательский метод (метод исследовательских проектов) основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

Учебный исследовательский проект структурируется в соответствии с устоявшемся в науке подходом:

– определение целей исследовательской деятельности (поначалу определяется учителем);
– выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала;
– формулирование гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;
– уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, её обработка и анализ полученных результатов, подготовка отчёта и обсуждение возможного применения полученных результатов.

Итак, какие же виды проектов существуют?

В дидактике имеются различные классификации учебных проектов:
1. по времени их осуществления
— долгосрочные, или длительные;
— краткосрочные;
— блиц-проекты и др.

2. количеству участников
— коллективные;
— групповые;
— индивидуальные.

3. Типу ведущей деятельности
— исследовательские;
— творческие;
— прикладные и т. д.

Также можно выделить ставшие популярными благодаря наличию в школах компьютеров и оргтехники всевозможные издательские проекты, продуктами которых являются школьные многотиражные газеты, журналы, брошюры, книги, альбомы. В рамках воспитательной работы классного руководителя, а также при организации внеурочной деятельности школьников важную роль играют социальные проекты.

Для учителя-предметника весьма актуальной может быть дифференциация учебных проектов на коллективные, групповые и индивидуальные. При этом и групповые, и индивидуальные проекты могут входить в состав коллективного проекта и являться его неотъемлемой частью. То есть, в нашем случае коллектив проектировщиков – это чаще всего школьный класс, так что МП весьма удачно встраивается в классно-урочную систему и в полной мере использует все её преимущества. Такой подход позволяет учителю привести проектную деятельность в систему и вовлечь в учебное проектирование всех учащихся класса.

Проектная деятельность в школе: системный принцип

Если в качестве проблемы для проекта учитель выбирает ту или иную достаточно крупную учебную тему, то её структурирование на основе системного подхода потребует применения ряда аналитических процедур, которые и позволят выделить элементы системы. Тогда полученный перечень послужит основой для тематизации проекта на основе системного принципа, или подхода.

В ходе осуществления проекта учебная тема будет рассматриваться всесторонне, комплексно, системно – в совокупности всех средних и малых проблем и с учётом самых разных вопросов, а участниками проекта (проектировщиками) смогут стать все ученики класса. В этом случае учебную тему, взятую для учебного проектирования, на обычных уроках уже можно не рассматривать. Просто на одном из уроков произойдёт инициация (начало) проекта, а на последующих уроках – презентация его результатов и их защита. Впрочем, также возможен вариант, когда тема изучается на основе выполнения проекта в сочетании с обычными уроками.

Предлагаемому системному принципу (подходу) присущ ряд простых правил:

1) для данного подхода актуальным будет подразделение проектов всего на два типа: коллективные и индивидуальные (коллективный проект выполняет весь класс, но в рамках коллективного каждый ученик осуществляет свой собственный индивидуальный проект);
2) темой коллективного проекта может быть любая учебная тема из примерной программы по предмету;
3) тема коллективного проекта дробится на более мелкие – подтемы, формулировки которых и будут темами индивидуальных проектов в рамках коллективного.
4) количество тем индивидуальных проектов должно превышать количество учащихся класса, что обеспечит свободный выбор темы проекта каждым учеником (если в классе, к примеру, 25 учеников, то список тем индивидуальных проектов должен включать не менее 30 пунктов);
5) наряду с индивидуальными могут выполняться групповые проекты (тоже в рамках коллективного): наиболее трудные и объёмные темы разрабатывают группы, состоящие из двух– трёх учеников и формируемые на добровольной основе;
6) такие проекты будут по преимуществу монопредметными, хотя в них могут быть включены темы индивидуальных проектов из смежных учебных дисциплин, обеспечивая тем самым межпредметные связи.

Вот как, к примеру, можно структурировать учебный проект по биологии для 5 класса.

Биология. 5 класс. Коллективный проект по теме «Грибы»

Темы индивидуальных проектов
Живой мир: растения, животные, грибы.
Клеточное строение грибов.
Строение тела гриба.
Размножение грибов. Споры.
Грибы-сапротрофы (опёнок, шампиньон, вёшенка).
Грибы-паразиты.
Грибы-хищники.
ПодБЕРЁЗОВИКИ, подОСИНОВИКИ…
Симбиоз гриба и растения.
Жуки-грибоеды и грибные черви.
Лишайники.
Шляпочные грибы.
Плесневые грибы. Пеницилл.
Использование грибов в народной медицине.
Одноклеточные грибы. Дрожжи.
Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы.
Искусственное разведение грибов.
«Грибная охота».
Употребление грибов в пищу.
Деликатесные грибы.
Способы предупреждения отравления грибами.
Супы из грибов.
Жареные грибы.
Солёные грибы.
Маринованные грибы.
Сушеные грибы.
Способы защиты от клещей и других опасных насекомых при сборе грибов.
Составление словаря терминов по теме «Грибы».
Микология – наука о грибах.
Отражение темы «грибной охоты» в художественной литературе и живописи (повесть «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова, картины «Белые грибы» Г. П. Кондратенко, «Летом» А. А. Пластова (1954) и др.
Из данного списка каждый ученик класса выбирает себе тему, а если ни одна из предложенных формулировок кому-то не приглянулась, то ученик вправе сам сформулировать себе тему индивидуального проекта, а затем согласовать это с учителем. В процессе работы над проектами их формулировки также могут меняться, уточняться по обоюдному согласию ученика и учителя. «Кулинарные» темы индивидуальных проектов позволяют приблизить содержание школьных уроков к насущным потребностям детей, особенно девочек, а последняя тема служит примером того, как в рамках учебного проектирования могут осуществляться межпредметные связи.

Метод проектов в школе: требования к использованию метода

Естественное вовлечение ребенка в активный познавательный и творческий процесс – главная идея метода проектов. Активизация познавательной деятельности способствует развитию словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного видов мышления. Этот подход органично сочетается и с групповым подходом к обучению.

Много внимания изучению зарубежного опыта и разработке отечественных версий метода проектов как педагогической технологии уделили отечественные учёные Е. С. Полат и В. В. Гузеев. Основные требования к использованию метода проектов по Е. С. Полат таковы:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
    2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
    3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
    4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
    5. Использование исследовательских методов со следующей, к примеру, последовательностью действий:
    – определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (методом «мозговой атаки» или «круглого стола»);
    – выдвижение гипотез решения таких задач;
    – обсуждение методов исследования;
    – сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    – обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация, защита, тематическое мероприятие, творческий отчёт, реферат, просмотр, игра, викторина, изготовление наглядного материала – альбома, газеты, плаката, мультимедийной презентации, видеофильма и т. д.);
    – оформление результатов, их презентация;
    – подведение итогов, выдвижение новых проблем исследования.

Проектная деятельность в школе: какой должна быть гипотеза проекта? какими они бывают?

Как показывает практика, наибольшую трудность вызывает формулирование гипотезы. Поэтому учителю-руководителю проекта важно знать, что гипотеза исследования – это научное предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки на опыте и доказательства. В нашем случае гипотеза выдвигается для решения какой-либо конкретной проблемы.

Чаще всего функция гипотезы – объяснение новых экспериментальных данных или устранение противоречия теории с отрицательными результатами экспериментов. Для того чтобы быть обоснованной или состоятельной, гипотеза должна отвечать определённым условиям.

1) Первым условием является логическая и теоретическая обоснованность, соответствие гипотезы фактическому материалу, на базе которого и для объяснения которого она выдвигается; кроме того, гипотеза должна соответствовать установившимся в науке законам и теориям.

2) Второе условие – эмпирическая проверяемость гипотезы. В принципе гипотеза должна допускать возможность и своего подтверждения, и опровержения.

3) Третьим условием состоятельности гипотезы является её информативность, т. е. приложимость ко всему классу исследуемых объектов. Иными словами, нужно стремиться к тому, чтобы из гипотезы выводились не только те явления, для объяснения которых она специально сформулирована, но и возможно более широкий круг родственных им явлений.
Четвертое условие – гипотеза должна предсказывать развитие событий в том процессе, который она описывает.

По своему функциональному предназначению гипотезы подразделяются на
1) объяснительные,
2) предсказательные и
3) объяснительно-предсказательные.

Первые служат для объяснения фактов или явлений; функция вторых – предсказание законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов, явлений и процессов; третьи сочетают в себе обе функции.

По сути, гипотеза – это главная идея решения. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. Научная гипотеза должна отвечать следующим основным требованиям:

а) она не должна содержать понятий, которые не уточнены;
б) гипотеза должна быть проверяема при помощи стандартных методик.

Формулируем гипотезу проекта.

Как показывает практика, наибольшую трудность вызывает формулирование гипотезы. Поэтому учителю-руководителю проекта важно знать, что гипотеза исследования – это научное предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки на опыте и доказательства.

Основная модель для формулирования гипотезы включает следующие слова: «если…, то…». Имеется в виду вот что: если мы хотим получить какой-либо эффект, результат, что-то изменить, обеспечить режим развития или, напротив, стабилизировать, то мы должны создать те или иные условия, сделать то-то и то-то, используя при этом такие-то средства, инструменты или применяя те или иные приёмы и способы.

По своему содержанию гипотезы делятся на:

– гипотезы информационного характера;
– гипотезы инструментального характера.

Если мы в своём проекте намереваемся что-либо изменить, оптимизировать, улучшить, то нам потребуется гипотеза инструментального характера. В научной литературе предлагаются шаблоны для формулирования гипотезы:

  1. Что-то влияет на что-то в том случае, если…
    2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.
    3. Что-то будет успешным, если…
    4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо другого.

Общие подходы к структурированию содержательной части проекта.

Учителю начинать следует, конечно же, с выбора и формулирования его темы, ориентировки на тип проекта и количество участников с учётом их возраста и индивидуальных особенностей.

Далее учителю-руководителю проекта необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики и которые затем выдвигаются самими учениками (с подачи учителя – с помощью наводящих вопросов, создания ситуаций, способствующих определению этих проблем, использования видеоряда и т. п.). Здесь будет уместна и «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

Давно замечено: школьники охотнее берутся за решение тех учебных проблем, которые они сами выдвинули, с большим желанием ищут ответы на те вопросы, которые они же и сформулировали. Таким образом, привлечение учеников к обсуждению содержания предстоящей учебно-проектной работы также выполняет мотивирующую и мобилизующую роль. Многие школьники уже на этом этапе выбирают тему своего проекта и, если это групповой проект, определяют возможных партнёров из числа одноклассников, способных решить конкретный комплекс проблем.

На следующем этапе происходит распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиск информации, выдвижение творческих решений. Затем следует самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским задачам. Этот этап включает в себя и промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиотеке и пр.).

Затем наступает ответственный момент защиты проектов и оппонирования. Завершает работу коллективное обсуждение, экспертиза, получение результатов внешней оценки, делаются выводы.

Проектная деятельность, изображение №1

Метод проектов в школе: что в конце?

1) главным результатом учебного проектирования следует считать не тот «продукт», который получен на выходе, а те позитивные изменения, которые произошли с учеником в ходе выполнения проекта;

2) сам «продукт» учебного проектирования, как правило, будет обладать относительной новизной и тем более иметь относительное прикладное значение, потому что данный вид учебной деятельности основан на эффекте «изобретения велосипеда».

Формальные результаты проектирования по каждому типу проектов.

  1. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты. Результат – доклад на уроке или ученической конференции, текстовый вариант – реферат или статья.

2. Учебно-исследовательские проекты. Результат – доклад на уроке или ученической конференции, текстовая версия – реферат или статья.

3. Инженерные проекты. Результат – механизм, действующее устройство, а также макет, действующая модель какого-либо механизма, узла или агрегата. Текстовый вариант – инженерно-проектная или технологическая документация, чертежи, схемы.

4. Творческие проекты – картины, портреты, исполнение музыкальных и танцевальных произведений и т. п. В качестве материально закреплённых копий могут быть представлены фотографии, видеоролики, фонограммы, партитуры, сценарии, программы концертов, афиши спектаклей и т. п.

5. Ролевые, игровые проекты. Результат – сценарии, описание хода игры, тексты учебников, фотографии, и видеоролики.

Критерии оценивания проектной работы школьников

Проектная деятельность школьников, как и любая другая учебно-познавательная работа, должна получить свою оценку. В каждом образовательном учреждении может быть разработана собственная методика оценивания результатов учебного проектирования школьников, которую необходимо закрепить в локальном акте школы. При этом следует ориентироваться на критерии оценки индивидуального проекта школьника

Всего их 4

  1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно, в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Виды проектов в школе и идеи для них

1) Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении и предназначен для обучения участников проекта целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и обобщению. При этом предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории (вот примерные темы: «Способы расчёта площадей фигур», «Великие астрономы Европы и Азии», «Хищные птицы средней полосы России»).

2) Учебно-исследовательские проекты

– проекты, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием (возможные темы: «Магические предметы в русских волшебных сказках», «Символика цвета в лирике С. Есенина», «Исследование магнитных свойств вещества).

3) Инженерные, или конструкторские, проекты

– направлены на создание или усовершенствование принципов действия схем, моделей, образцов технических конструкций и предполагают наличие соответствующих этапов: определение функциональной необходимости изобретения (усовершенствования), определение критериев результативности, планирование работы, поиск необходимой информации, а также материалов, инструментов, далее – корректировка, доделка, демонстрация результатов (примерные темы: «Ветроэлектростанция для дачного посёлка», «Автомобиль на солнечных батареях», «LEGO-моделирование», «Робот – помощник учителя»).

4) Социальные проекты

– представляют собой целенаправленную социальную (общественную) практику, позволяющую учащимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Участие в таких проектах способствует формированию социального опыта и социальных навыков учащихся, позволяет им осваивать базовые социальные роли (вот примерные темы: «Митинг “Нет наркотикам!”», «День самоуправления в школе», «Праздничное меню школьной столовой» и др.).

Среди социальных проектов особое место занимают творческие и ролевые (игровые) проекты.

5) Творческие проекты

– проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, написания статьи, репортажа, дизайна и определения рубрик газеты, альбома и пр. Такие проекты обычно бывают не столько учебными, сколько именно социальными (наиболее распространённый вариант – подготовка шефского концерта для ветеранов или воспитанников интерната, детского дома).

6) Ролевые, игровые проекты

– под ролевыми проектами понимается реконструкция или проживание определённых ситуаций, имитирующих социальные или деловые отношения. Это проекты, в которых структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы, а участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта (примерные темы: «Школьный парламент», «Пишем учебник по истории края», «Социальная аптека»).

Метод проектов на литературе

Сайт, лонгрид, блог и другие медиатексты на уроке литературы

Писать с ребятами научно-популярные лонгриды, создавать сайты литературных персонажей и поэтов или даже вести блог класса? Все это отличные идеи для проектной деятельности!

Медиатекст — это любой медиапродукт или продукт коммуникации, который может быть включен в разные медийные структуры (вербального, визуального, аудитивного или мультимедийного планов) и в разные медийные обстоятельства (периодическая печать, радио, телевидение, интернет, мобильная и спутниковая связь и др.).

Тексты в интернете сами по себе являются любопытным объектом для обсуждения на уроках русского языка и литературы, поскольку они имеют свои особенности и интересны с точки зрения лингвистики. Появилось даже научное направление — «Медиалингвистика», изучающее функционирование языка в медиасфере, в том числе в сетевых ресурсах.

Современные школьники уже не понаслышке знакомы с медиатекстами: они пользуются сайтами, ведут блоги. Учителя редко берут это на вооружение, а зря.

Что может стать ученическим медиатекстом:
— Результаты исследовательской деятельности.
— Результаты проектной деятельности.
— Медиатекст как форма организации виртуальной коммуникации.
— Индивидуальная или коллективная творческая работа.

Медиаобразование подталкивает учеников к усвоению материала в процессе творческой деятельности. Кроме того оно помогает педагогу наладить контакт с молодым поколением.

Школьнику интереснее осваивать литературу для дополнительного чтения, если параллельно он ведет читательский дневник в формате блога, делится мнением со сверстниками, обсуждает с ними впечатления от произведений.

Не секрет, что современные дети предпочитают виртуальное общение — медиазадачи урока могут сплотить класс и помочь педагогу лучше понять своих учеников. На странице блога, даже если это школьный проект, ученик будет более искренен, чем в реальном общении с учителем.

Наиболее удобные и распространенные формы представления медиатекста: сайты, лонгриды, блоги.

Сайты

Веб-сайт как явление уже не нуждаются в представлении.

Вот пример творческого коллективного задания по созданию сайта из учебника Б.А. Ланина «Литература» для 11 класса: «Разработайте веб-страницы или сайт, посвященные творчеству писателя-концептуалиста или метареалиста. Разместите на них тексты стихов с аннотациями».

В процессе разработки сайта ученик может охватить разные направления творческой деятельности: начать вести блог, создать видео со своим прочтением произведения, добавить страничку с собственным творчеством и т.д.

Этапы создания сайта по школьному проекту:

— Просмотр примеров похожих сайтов
— Выбор платформы для создания сайта.
— Обозначение аудитории читателей.
— Составление структуры сайта.
— Написание текстов.
— Сбор материала (фото, видео).
— Поиск подходящего шаблона сайта.
— Изменение дизайна под свой проект.
— Публикация в сети.

Лонгриды

Лонгрид — это формат подачи медиатекстов большого объема, характеризующийся высокой степенью креолизации вербальных и медийных элементов.

Первым лонгридом принято считать проект 2012 года, признанный сенсационным в мире онлайн журналистики, «Snow Fall» — о смертельной лавине.

Кроме большого объема текстового материала, Лонгриды отличает от сайтов линейное расположением информации по вертикали, аналитический подход при создании, увлекательный сюжет, многообразие источников информации.

Проекты могут быть выполнены как репортаж, портрет или «people story», инструкция, реконструкция и т.д.

Пример задания по разработке лонгрида: «Создайте проект-экскурсию «Петербург. По страницам „Преступления и наказания“» (из учебника «Литература», 11 класс, под редакцией Г.В. Москвина).

Этапы создания лонгрида (мультимедийной статьи) по школьному проекту:

— Выбор темы исследования.
— Организация исследования.
— Анализ полученных результатов.
— Оформление результатов в виде графики (инфографики).
— Создание (подбор) визуального и фотографического ряда.
— Проработка интересной истории.
— Определение приемов, якорей, которые будут удерживать внимание читателей.
— Перенос готового проекта на интернет-платформу.

Проекты по созданию лонгридов лучше давать в форме группового задания. Работа в команде может быть распределена следующим образом:

— Фотограф готовит фоторепортаж, коллаж.
— Видеооператор снимает и монтирует видеоролики.
— Журналисты пишут текст.
— Дизайнер компонует графические материалы на платформе.

Блоги

Блог — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи с текстом, изображениями или мультимедиа.

Блог может быть как отдельным проектом, так и частью большого сайта.

Существуют также влоги (видеоблоги), в которых основным средством передачи информации является видео.

Отличительные черты блога: Формат позволяет школьникам писать об их чувствах и мыслях.

Регулярное ведение блога — это возможность получить практику ведения дискуссий и работы с обратной связью. Школьники могут экспериментировать с различными формами общения. Формируются навыки грамотного письма. Ведение блога является стартовой площадкой для связи ученика со всем миром.

Советы по работе с медиатехнологиями

Соблюдайте правила и нетикет.
Будьте последовательны и постоянны.
Подбирайте интересные темы.
Выработайте авторский стиль письма.

Для видео: избегайте дрожащего изображения, плохого звука, обилия спецэффектов, длинных роликов.

Платформы для создания сайтов или лонгридов: WordPress Сайты Google Wix.com Tilda.сс Jimdo.com

Платформы для блогов: Kidblog.org Tumblr.com Edublogs.org Blogger.com

Отдельного внимания заслуживает тема публичности. Ученикам, как и самим педагогам, нужно привыкать к тому, что они несут ответственность за информацию, представленную ими в интернете.

Медиатекст публичен: это не реферат, зачитанный в классе для оценки в журнал — текст в интернете может повлиять на мнение широкой аудитории о теме и об авторе.

Пример тематического структурирования коллективного проекта по литературе (системный подход)

Литература. 5 класс. Коллективный проект по теме «Рассказ “Кавказский пленник” Л. Н. Толстого»

Темы индивидуальных проектов

Письма в тексте рассказа Толстого «Кавказский пленник».
Татары, ногайцы и русские в рассказе «Кавказский пленник».
Оружие, которым владеют персонажи рассказа.
Природа и рельеф изображённой в рассказе местности (степи, горы, леса, реки и т. п.).
Способы передвижения персонажей в пространстве художественного мира рассказа.
Сцены жестокого обращения с людьми и животными в рассказе Толстого «Кавказский пленник».
Как Жилин ориентируется в незнакомой местности?
Исчисление пространства и времени персонажами рассказа Толстого.
Способы ограничения движения пленных (связывание рук, использование ножных колодок, содержание в закрытых помещениях и т. п.).
Дикие и домашние животные в рассказе «Кавказский пленник».
Национальный колорит в рассказе «Кавказский пленник» (интерьер жилища, еда, одежда и обувь, причёски жителей аула).
Одежда для пленников.
Хозяева и работники, женщины и дети в рассказе «Кавказский пленник».
Как изображена в рассказе Дина в различных эпизодах?
Какую роль сыграла Дина в судьбе Жилина?
Еда и питьё жителей аула и пленников.
Рабы и пленные (исторический обзор).
Выкуп и калым (исторический обзор).
Пленение за выкуп Жилина и Костылина. Торг о размере выкупа.
Кукла как детская игрушка разных народов мира (историко-культурный обзор).
Глиняные куклы Жилина.
Жилин – мастер на все руки.
Как Жилин изучал язык местных жителей?
История старика, который жил под горой.
Похороны убитого татарина. Поминки.
Подкоп и попытка побега Жилина и Костылина.
Пленники в яме.
Побег Жилина.
Картины природы в рассказе Толстого «Кавказский пленник».
Имена, фамилии и прозвища персонажей рассказа.
Жанр «Кавказского пленника» Толстого.
Составление толкового словаря (слов и словосочетаний) по тексту рассказа Толстого «Кавказский пленник».

Чем обусловлена именно такая тематика индивидуальных проектов? Тем, что для пятиклассников пока ещё затруднителен специфически литературоведческий анализ (это предполагает анализ текста, изучение поэтики текста и т. п.), зато им вполне по силам анализ фактологический (анализ предметов и явлений, в совокупности образующих мир произведения). Такой – фактологический – анализ тем более уместен при изучении произведения, предметному миру которого присущ национальный колорит, экзотичность (в это мире всё другое: имена людей, их одежда, язык и т. д.). В данном случае художественное произведение становится для детей источником разнообразной информации – именно это является главным фактором, определяющим учебную мотивацию школьников при выборе ими темы индивидуальных проектов.

Проектная деятельность на уроках обществознания и истории. Сыграем в эпоху!

В игровых проектах участники разрабатывают игру, тщательно продумывают и описывают ее содержание и структуру, ход, этапы, результаты.

В вводной части содержатся сведения о типичном представителе социальной группы, указание на род занятий, сведения, позволяющие отождествлять себя с конкретным персонажем.

Предписывающая часть содержит конкретную задачу и способы ее выполнения. В содержание ученики вводят главные факты, события и явления изучаемого курса истории, опираясь на документы, материалы, научно-популярную литературу.

В деловых играх ученики берут на себя роли специалистов – историков, юристов, дипломатов, журналистов.

Пример
Для старших классов подойдет игровой урок на тему «Холодная война», где отдельные ребята выступают в роли дипломатов, пытающихся уладить конфликт. Весь класс участвует в подготовке аргументации для сторон.

В ретроспективных играх моделируются ситуации далекого прошлого, учащиеся берут на себя роли таких типичных персонажей, как рабовладельцы и рабы, помещики и крестьяне, князья и дружинники. Ученики должны играть роли людей иного общества и статуса, возраста и имущественного ценза, выражать внутренний мир своего персонажа, вжившись в эту роль, выражая личностные качества и мотивы поведения. Они воссоздают речь, словесные обороты конкретного периода истории, используют соответствующие костюмы и декорации.

Пример (подойдет как для урока истории, так и для урока права).
При изучении такого памятника феодального права как Судебник 1497 года, поможет запомнить детали акта воссоздание суда. Учитель также может составить «судебные загадки», решить которые и вынести вердикт класс сможет только в том случае, если хорошо будет ориентироваться в документе.

На уроке истории или краеведения могут быть использованы проектные задания, предполагающие разработку игр и средств по обеспечению их поведения как для одноклассников, так и для младших школьников. Вот некоторые из них.

Игра «Чем наш город знаменит?». Участники называют все, что прославило город, дают краткую характеристику знаменитостей. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Игра-путешествие по родному городу. К уроку ученики заранее подбирает картины, иллюстрации города. Руководитель игры показывает иллюстрацию, а ученики составляют по ней рассказ, придумывая по одному предложению. Придумавший лучшее предложение, получает один балл. Побеждает ученик, набравший более всего баллов.

Игра «Найди ошибку». Для ее проведения надо составить рассказ на историческую тему, содержащий заранее обговоренное количество неточностей и несоответствий, подобрать иллюстративный материал.

Игра «да»-«нет» предполагает разработку фраз в форме утверждений. Руководитель игры читает текст, а ученики говорят «да» или «нет».

Подобрать к игре слова на историческую тему, трудные для запоминания. Условия игры. На доске записываем в три столбика слова, в которых пропущена буква, трудная для запоминания. Эту букву вписывает участник игры. Каждое слово закрыто отдельной бумажкой. В игре участвуют три команды. Игроков – по количеству слов. Игра проходит на время: кто быстрее выполнит. За ошибку – штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше штрафных очков.

Проектная деятельность на уроках истории

Генеалогическое древо – замечательный вариант для внеклассного проекта, уроков истории или краеведения, обсуждения во время классного часа.

Более того, мы уверены, заполнение подобного древа имеет весомые положительные результаты: ребенок узнает историю своей семьи, ощущает причастность к чему-то большему, получает житейский опыт, тренирует коммуникативные навыки в процессе общения со взрослыми.

В практико-ориентированных проектах прикладного характера результат обычно ориентирован на социальные интересы исполнителей работы или внешнего заказчика.

Вот как описывает И. С. Сергеев исполнение индивидуального проекта «Мое генеалогическое древо», рассчитанного по срокам на две недели работы. Цель проекта: формировать представление о себе и своих предках, как о наследниках предшествующих поколений; научить составлению генеалогического древа. Выход: составление собственного генеалогического древа, на котором указаны имя и фамилия члена рода, браки и дети, годы жизни, место рождения (смерти)

Для работы над проектом ученики 5 класса получают от учителя следующие вопросы и задания: выяснить, до какого поколения родители, ближайшие родственники могут дать сведения о дальних родственников (имя и фамилия, место и год рождения, даты жизни); количество детей в семьях разных поколений; какие фамильные линии объединились в генеалогическом древе; какие имена были самыми популярными в разных поколениях; откуда родом были родители, другие ближайшие родственники; кто из представителей старшего поколения прожил самую долгую жизнь.

В течение первой недели учащиеся обсуждают с родителями ответы на вопросы проекта и разрабатывают черновой набросок генеалогического древа, записывая по ходу работы возникшие вопросы. Через неделю на консультации учитель дает ответы на появившиеся вопросы и ученик выполняет либо заполненную схему древа на бумаге, либо с помощью родителей разрабатывает компьютерную версию задания.

Презентация проектов осуществляется на конференции, где отчитываются исполнители лучших работ. В ходе обсуждения выясняется, кому удалось дальше всего продвинуться в составлении древа по числу поколений и по датам рождений предков, каковы наиболее популярные имена и совпадают ли они в разные эпохи и в разных родах; какова максимальная продолжительность жизни предков; каковы общие черты в изменении количества детей в семьях разных поколений или от поколения к поколению.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/mediateksty-na-uroke-literatury/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *