Профессия в Банковском деле — Гид образования

Доброе утро. Александра, еще раз изучила Вашу статью «Как разобраться с модулем «Выполнение работ по профессии» https://vk.com/@metodist1000-kak-razobratsya-s-module.. и возникли вопросы: мы работаем по актуализированным ФГОС СПО 38.02.07 Банковское дело, правильно, ли я понимаю, что у нас этого модуля не должно быть?

Есть вопросы на которые я отвечаю быстро, цитаты из приказов добавляю уже потом, после написания ответа. На первый взгляд и на этот вопрос мне показался очевидным, я его даже напечатала и отправилась за цитатами-поддержкой во ФГОС. Остановилась. Снова перечитала все. И поняла, что вопрос действительно правильно сформулирован. Действительно, в этой специальности с профессией есть проблема. Но давайте обо всем по порядку.

Мы с вами не первый год работаем со ФГОСами. Модуль «Выполнение работ по профессии…» уже давно стал привычным. И даже приказ 464 его поддерживает, ему посвящен целый абзац:

36. Если федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего, то по результатам освоения профессионального модуля образовательной программы среднего профессионального образования, который включает в себя проведение практики, обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Присвоение квалификации по профессии рабочего проводится с участием работодателей.

И уже здесь начинаются проблемы. Этот абзац начинается со слова «Если». Получается, сначала должно быть выполнено условие «если…», а потом можно ( и нужно) выполнять создание модуля. «Если ФГОСом… предусмотрено освоение ОП профессионального обучения». А есть ли у нас такое условие во ФГОС? И второй вопрос — это название самого модуля. Приказ 464 не дает наименования «Выполнение работ по профессии…» или «Освоение профессии…». Если условие будет выполнено, то в рамках ОДНОГО вида деятельности в результате освоения МОДУЛЯ (не сказано — какого) можно говорить о присвоении квалификации.

Итак, нам необходимо выяснить, есть ли требование освоения программы проф. обучения, и какие модули вообще можно ввести во специальности. Эти вопросы регулирует ФГОС, поэтому перейдем к нему.

Идем по порядку:

2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.

Перечень модулей мы формируем самостоятельно. Пока нет примерной программы, опереться можем только на ФГОС, но и после выхода ФГОС останется на первом месте

2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.

Модули должны соответствовать видам деятельности из ФГОС. Соответственно, нужно изучить, какие виды деятельности есть внутри ФГОС. А здесь уже начинаются проблемы:

3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО:

ведение расчетных операций;

осуществление кредитных операций.

У нас всего два вида деятельности, и нет ни одного, в котором звучала бы профессия. Если вы работаете с новыми ФГОС, обратите внимание, во многих ФГОС для ППССЗ звучит фраза:

Также к основным видам деятельности относится освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих, указанных в приложении N 1 к настоящему ФГОС СПО.

Во ФГОС по бухучету этой фразы НЕТ!!! Это может быть недоработка, возможно ФГОС изменят, но сейчас у нас нет права самовольно дорабатывать утвержденные приказом Министерства документы под наши нужды. Мы должны выполнять требования ФГОС в том виде, в каком они действуют.

Итак, в соответствии с требованиями ФГОС 38.02.01 мы можем ввести только два модуля, соответствующие двум перечисленным видам деятельности. Но профессию освоить тоже нужно, вот требование ФГОС:

3.5. Обучающиеся, осваивающие образовательную программу, осваивают также профессию рабочего (одну или несколько) в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы по специальности (приложение N 2 к ФГОС СПО).

Как выполнить требование ФГОС?

Предлагаю три варианта, выбирайте, какой вам больше подходит

ВАРИАНТ 1

Вводим два модуля:

ПМ.01. Ведение расчетных операций.

ПМ.02. Осуществление кредитных операций.

Выбираем профессию, например, агент банка, из перечня ФГОС и вводим ее в первый модуль в виде МДК и дополнительных тем учебной и производственной практики.

Я не специалист по бухгалтерскому делу, возможно и обе профессии как дополнительные МДК можно ввести в первый модуль. Вводить одну профессию в один модуль, а вторую во второй нельзя: по требованиям 464 приказа мы вводим профессию только в ОДИН вид деятельности

ВАРИАНТ 2

Очень похож на первый. Но в этом случае мы воспользуемся нашим правом формирования перечня модулей и «подправим» наименование одного из модулей, в который будем вводить профессию:

ПМ.01. Ведение расчетных операций с освоением профессии 20002 Агент банка.

ПМ.02. Осуществление кредитных операций.

Профессию вводим ее в первый модуль в виде МДК и дополнительных тем учебной и производственной практики.

ВАРИАНТ 3.

Мне он кажется шатким в свете описанных аргументов, поэтому для подстраховки рекомендую написать официальные запросы в Минпросвет и вашему учредителю. Поскольку обсуждение по изменению ФГОС по бухучету ведется, обращения могут помочь исправить ситуацию с профессией, если будет принято решение о внесении изменений во ФГОС.

Итак, третий вариант. Вводим три модуля

ПМ.01. Ведение расчетных операций.

ПМ.02. Осуществление кредитных операций.

ПМ.03. Освоение профессии…

В пояснительной записке прописываем: с целью реализации требований ФГОС п. 3.5 в учебный план введен модуль ПМ.03

ВЫВОД. Новые ФГОСы гораздо более унифицированы, чем это было в поколении 3+. Однако каждый ФГОС нужно вычитывать отдельно. За прошедший год у меня набралась масса нюансов по разным моментам из ФГОСов, от перечня компетенций до выделения часов на военные сборы. Поэтому на обучении по учебным планам в мае-июне у меня есть что добавить к своим прошлым курсам. Ну, а для тех, кто еще не проходил обучение предлагаю его запланировать уже сейчас:)

P.S. Возможно, само обучение придется сдвинуть на апрель, если будет запрос от вас. Я знаю, что те, кто работает на перспективу уже в апреле формируют учебные планы на следующий учебный год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *