Про индивидуальный проект — снова — Гид образования

Надеюсь, у тех, кто прошел обучение или просмотрел вебинар вопросы по индивидуальному проекту сняты. Но еще у многих реализация этой части общеобразовательного цикла вызывает вопросы. Поэтому сегодня я подниму эту тему снова. Мне прислали два вопроса почти одновременно:

Я начала готовиться к выписке дипломов. И опять встал вопрос о внесении предмета «Индивидуальный проект» в диплом. В наших учебных планах он проходит как отдельный предмет. Но я регулярно читаю Ваш блог и не раз сталкивалась с тем, что это не правильно. Подскажите, пожалуйста, как мне быть? (Если я не внесу этот предмет будут потеряны часы). Заранее СПАСИБО!!!

Второй вопрос скорее просьба прокомментировать ответ информационной системы:

Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, за счет каких часов вносится в учебный план общеобразовательная дисциплина «Индивидуальный проект»?

Согласно письму Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» учебное время, отведенное на теоретическое обучение, профессиональные образовательные организации распределяют на учебные дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП СПО (ППССЗ) – общие и по выбору из обязательных предметных областей, изучаемые на базовом и профильном уровнях, и дополнительные по выбору обучающихся, предлагаемые профессиональной организацией.

Дополнительные учебные дисциплины – дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации (например, «Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края», «Эффективное поведение на рынке труда» и др.).

В учебные планы включают дополнительные учебные дисциплины по выбору обучающихся, предлагаемые профессиональной образовательной организацией, в том числе из обязательных предметных областей, учитывающие специфику и возможности профессиональной образовательной организации.

Образовательные организации самостоятельно решают, в какой семестр включить дополнительные учебные дисциплины вариативной части, и определяют количество часов, отводимое на их освоение. Соответственно образовательной организацией может быть введена общеобразовательная учебная дисциплина «Индивидуальный проект».

Начну с конца. Несмотря на то, что информационная служба ссылается на рекомендации вместо приказа, несмотря на то, что индивидуальный проект называется дисциплиной, такой подход имеет право на существование. Поясню почему.

ФГОС СОО предъявляет требования к количеству предметов (я не буду сейчас углубляться в тонкости употребления слов «предмет» и «дисциплина»). В общеобразовательном цикле должно быть 11(12) учебных предметов. Среди них обязательно должны быть предметы (хотя бы 1) не из ФГОС, соответственно, образовательные организации имеют право самостоятельно выбрать название предмету, в том числе назвать его «Индивидуальный проект». В предмете обязательно будут аудиторные занятия и он будет включен в диплом. Часы на предмет выделяются из общего фонда часов на общеобразовательный цикл, в частности, он входит в вариативную часть общеобразовательного цикла.

При этом особая форма организации образовательной деятельности — Индивидуальный проект — остается обязательной для выполнения. Получается что-то подобное понятию омонимы в русском языке. Есть предмет «Индивидуальный проект», а есть вид деятельности, выполняемый самостоятельно, под названием «Индивидуальный проект». Мне не нравится такой подход — легко запутаться в названиях, да и дополнительный учебный предмет можно более рационально использовать, о чем я рассказываю на обучениях. Тем не менее ничего нарушающего закон в таком подходе не вижу.

С первым вопросом ситуация чуть сложнее. Речь идет не о предмете, а об особой форме учебной деятельности. Это аналог курсовой работы. Только курсовая работа в приложение к диплому вносится, а индивидуальный проект — нет. Поэтому вопрос звучит совершенно справедливо: как не потерять часы в приложении к диплому?

В соответствии со ФГОС СОО «Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно …в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов…». Соответственно, индивидуальный проект не существует обособленно, он обязательно привязан к предмету. Соответственно и его часы в приложении к диплому стоит показывать, добавляя к тому предмету, по которому ИП написан. Безусловно, это представляет проблему, когда у разных студентов индивидуальный проект привязан к разным предметам, однако я пока других вариантов не вижу. Если кто-то из читателей сможет предложить более интересный вариант (или хотя бы какой-то другой вариант) — буду рада обсуждению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *