Родной язык и Родная литература — Гид образования

Мы в 19-20 учебном году вводим предмет «Родная литература». Примерной программы по этому предмету для СПО мы не нашли. Подскажите, пожалуйста, что нам учитывать и на что обратить внимание при составлении рабочих программ и КТП.

Сегодня для родного языка и родной литературы один ориентир — ФГОС СОО.

По требованиям ФГОС программа предмета должна содержать минимум три раздела:

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Планируемые результаты в общеобразовательном цикле состоят из личностных, метапредметных и предметных результатов. Выбор подходящих личностных и метапредметных результатов делаете вы. Их нужно будет подкорректировать под предмет. Не нужно брать все результаты, выбирайте те, которые можно формировать в выбранном предмете.

Предметные результаты тоже можно взять не все: родной язык не отделен от родной литературы. Поэтому если вы выбрали родной язык, можно будет отбросить результаты, которые можно отнести исключительно к родной литературе. И наоборот, если у вас в плане родная литература, вы можете отбросить предметные результаты, которые формируются на родном языке.

Прочту бегло эти результаты

Родной язык и родная литература

Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечить:

· сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;

общие представления о родном языке. Можно не включать в литературу. При включении в программу показать разные ТЕМЫ и разные ФОРМЫ общения на родном языке

· включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;

Поднимаем вопросы культуры, культурного наследия, литература народа-носителя языка. В родную литературу включать обязательно, в родной язык можно сократить формулировку

· сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

Рассмотреть вопросы развития личности. Удобно это делать на примерах произведений, в которых рассматривается развитие (или деградация) личности. Соответственно подобрать темы работ (сочинений), чтобы поднять эти темы. На литературе эти вопросы поднять проще, на родном языке подобрать короткие тексты и провести их анализ с учетом развития личности сложнее. Я бы оставила эти вопросы родной литературе.

· сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него — к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;

Здесь явно видно — нужно читать произведения. Это родная литература. Дополнительно — отечественная и мировая литература, которые перекликаются с родной.

· свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Этот пункт можно реализовывать и на языке, и на литературе. Нормы этикета могут быть темами отдельных занятий или разделом. Устная и письменная речь — это формы работы студентов на занятиях, в темах могут быть отражены как в общей тематике, так и в отдельных занятиях. Например, диспут на любую тему будет отвечать за устную речь, а сочинение, изложение, эссе — за письменную

· сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Мне кажется, это темы родного языка, его делении, устройстве

Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная литература» включают предметные результаты учебных предметов:

«Родной язык», «Родная литература» (базовый и углубленный уровень)

— требования к предметным результатам освоения базового курса родного языка и родной литературы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;

Нормы стоит рассмотреть на языке, применять можно и на родном языке, и на литературе

2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

И на литературе, и на языке можно предусмотреть занятия с аудированием, чтением, говорением и письмом. При этом формальное общение можно будет отнести к письменным занятиям, а неформальное обсудить устно.

3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

Это общение в свободной форме и эстетика — описание. Думаю, сочинения прекрасно закрывают этот пункт. Язык или литература — выбор за педагогом, можно и там, и там использовать.

4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;

Эти два пункта стоит отрабатывать на родном языке. Отдельными темами в начале, затем (в зависимости от объема) можно давать отдельные задания на уроках на разбор слова или предложения. Анализ текста — тема для отдельной работы, возможно тема отдельного урока или двух.

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

Здесь сложнее выбрать предмет, обогащение словарного запаса идет при чтении книг. Мой выбор — родная литература

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

Нормы языка проще рассмотреть на родном языке, можно затронуть и на литературе. На родном языке это темы занятий, на литературе лишь упоминание и практика.

8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Задания на чтение — изучение произведений. За счет подбора произведений, которые будут перекликаться с профессией, специальностью и/или реальной жизнью студента можно формировать потребность в чтении. Это задачи литературы.

9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

Эти пункты также стоит отнести к родной литературе, подобрать соответствующие произведения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *