Сдача академической разницы: платить или не платить? — Гид образования

Недавно я публиковала вопрос от коллеги напомню его содержание:

Можно ли организовывать сдачу академической разницы в СПО при переводах из других ОУ за счет средств обучающихся, если обозначить это как дополнительные (платные) услуги? Все наши случаи переводов (пока) попадали под 124 Приказ. Там ни слова про академическую разницу и ее ликвидацию, в том числе и о бесплатности этого процесса.

Рассматривать будем случаи, подпадающие под приказ 124:

Приказ Минобрнауки России от 10.02.2017 N 124 «Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования»

Напомню, что данный приказ не действует в случаях:

— прекращения деятельности ОО;

— аннулирования лицензии ОО;

— приостановления действия лицензии ОО;

— лишения ОО государственной аккредитации по ОПОП;

— истечения срока действия государственной аккредитации по ОПОП

— приостановления аккредитации по ОПОП

Все вышеперечисленные действия — результат работы образовательной организации либо решение ее учредителя. Т.е. ни студенты, ни педагоги своим волевым решением изменить созданную ситуацию не могут, предотвратить тоже. Получение и прекращение действия лицензии, аккредитации — сложные процедуры, которые являются результатом работы всей организации (или как минимум ее структурных подразделений.

Таким образом, рассматривать нужно две основные ситуации: по 124 приказу и не по 124 приказу.

Сначала я рассмотрю ситуацию, когда студент не влияет на ситуацию.

Предлагаю рассмотреть вопрос с трех сторон: со стороны студента, со стороны педагога и со стороны руководителя ОО.

Начну со студента.

Есть две ситуации, которые повлияют на подходы к решению проблемы: обучение за счет бюджетных средств и обучение на платной основе.

Ситуация 1. Студент обучался за счет бюджетных средств. Государство гарантирует бесплатность СПО, получаемого впервые:

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами … среднего профессионального образования…, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Студент поступил на бесплатную программу. Организация лишилась лицензии или аккредитации, поэтому студент переводится в другую организацию. Государство обязано выполнить свои гарантии, студент имеет право на получение образования по выбранной программе бесплатно. Если ввести оплату за сдачу академической разницы, образование уже не будет бесплатным. Т.е. права студента будут нарушены.

Ситуация 2. Студент обучается на платной основе. В этом случае обязательно заключается Договор об образовании в соответствии со ст. 54 Закона об образовании

Рассмотрим отдельные требования этой статьи.

Статья 54. Договор об образовании

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее — договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Эта статья не говорит о сохранении стоимости обучения при переводе. Договор, безусловно, нужно перезаключать, т.к. образовательная организация меняется. Соответственно, можно столкнуться с двумя разными толкованиями:

— с одной стороны 273-ФЗ не говорит о платности процедуры перевода, поэтому выполнение приказа не влечет за собой оплаты со стороны студента сдачи академической разницы

— с другой стороны вопросы, не урегулированные 273-ФЗ и федеральными приказами регулируются локальными актами. Можно прописать в локальных актах и в договоре, который перезаключается со студентом, дополнительную оплату.

Тем не менее я бы порекомендовала обратиться с письменным запросом в вышестоящий орган. Как только возникает двоякое толкование, при проверке невозможно быть уверенными, какую сторону займут проверяющие.

Рассмотрим ситуацию со стороны педагога. Сдача академической разницы должна подкрепляться распоряжениями руководства: приказы, протоколы. Это дополнительные часы работы во взаимодействии со студентом (если экзамены или зачеты принимаются устно), а также время на проверку письменных работ (если работа выполняется письменно). Естественно, что это работа сверх установленного тарификацией времени. По закону работа без оплаты запрещена. Соответственно, оплата этого времени педагогу — законное требование со стороны педагогического работника.

Для того, чтобы поднимать вопросы об оплате труда, необходимо зафиксировать документально эту процедуру. Это и приказ директора о проведении зачета академической разницы, и оформленные и утвержденные фонды оценочных средств, и ведомости по результату аттестации как свидетельство проделанной работы. Естественно, со всем этим будет связано Положение об оплате труда, именно на его основании будет проводится оплата как часов во взаимодействии со студеном, так проверки работ.

Рассмотрю эту ситуацию с еще одной стороны — со стороны руководителя.

На ОО выделяется определенная сумма на фонд оплаты труда. Студент принимается на вакантное место, соответственно никаких изменений в фонде оплаты труда не будет, никто не даст дополнительные средства для оплаты дополнительных часов потраченных педагогом. Это значит, что оплату труда необходимо производить из того же фонда. У директора два пути: оплатить из фонда экономии заработной платы или из стимулирующих. Не педагог думает, откуда возьмутся деньги, а директор планирует эти расходы.

Есть один нюанс. Расходование фонда заработной платы регулируется положением об оплате треда. Принимается этот документ каждые три года совместно директором и трудовым коллективом. От педагогов документ подписывает либо представитель профсоюза, либо представитель трудового коллектива. Поэтому стоит интересоваться содержанием данного документа и вносить предложения по его изменению. Как минимум у трети моих читателей это положение должно меняться в этом году

Вывод 1. Устанавливать оплату за сдачу академической задолженности на бюджетных формах обучения — нарушение закона. Для платных форм обучения ситуация спорная, подстрахуйтесь запросом в вышестоящие органы.

Вывод 2. Прием академической разницы для педагога — это дополнительная работа. Любой труд должен быть оплачен.

Вывод 3. Положение об оплате труда — важный документ, содержанием которого стоит интересоваться и на который можно влиять. Но для этого нужно вникать в вопросы оплаты труда и обсуждать их с руководством.

P.S. Я не затрагивала вопросы трудового договора — это отдельная тема, но любые работы должны быть отражены в нем или в доп. соглашению к трудовому договору. Иначе может оказаться, что педагог проводил экзамен по собственной инициативе:)

Теперь вернемся к ситуации приказа 124. Студент получает образование по ОПОП, но по каким-то причинам принимает решение перейти в другую организацию. Это его право. ОПОП в разных организациях разные, академическая разница возникнет неизбежно, в редких случаях ее удастся избежать.

Если студент переводится в бюджетную группу, возникает вопрос о платных образовательных услугах в пределах бесплатной образовательной программы. Перезачет дисциплин, модулей, МДК и сдача академической разницы происходят после зачисления на бюджетной место. В рамках бесплатной программы предоставление платных услуг законом не предусмотрено. Таким образом, при переводе на бюджетное место плата за сдачу академ. разницы — нарушение бесплатности образования.

В случае платных образовательных услуг такого препятствия нет, но. безусловно, в договоре об образовании этот момент стоит прописать.

Дополнительно хочу обратить ваше внимание на то, что эта услуга — платная сдача академической разницы — должна быть озвучена на сайте в соответствии со ст. 29 Закона об образовании:

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:

4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

Подведу итог.

Плата за академическую разницу может иметь законные основания только при предоставлении платных образовательных услуг. Мне кажется, проще увеличить стоимость обучения, чем прорабатывать все локальные акты, которые могут затронуть этот вопрос. В отношении педагогов ситуация выглядит однозначно: это дополнительная работа, которая должна быть оплачена

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *