Стипендия на первом курсе: платить или не платить второй семестр — Гид образования

Вчера я опубликовала вопрос из переписки:

Возникший вопрос нуждается в разрешении. Проблема заключается в назначении на государственную академическую стипендию студентов СПО 1 курса на базе основного общего образования после окончания 1 семестра, если по учебному плану у них нет экзаменационной сессии и дифференцированных зачетов, но есть «другие формы контроля», отраженные во внутреннем Положении о промежуточной аттестации. При решении этого вопросы мы руководствовались статьей 58 ФЗ «Об образовании в РФ» (в части форм промежуточной аттестации, утверждаемых образовательной организацией) и приказом Минобрнауки России №1663 от 27.12.2016г. (пункт 5) Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии…. (назначении стипендии не реже двух раз в год) Однако некоторые коллеги считают, что студентам 1 курса нужно платить академическую стипендию на протяжении всего первого года обучения. Кто прав? Заранее благодарны.

Вы откликнулись на ситуацию, оставили свои рекомендации, поделились опытом:

Стипендия на первом курсе: платить или не платить второй семестр, изображение №1
Стипендия на первом курсе: платить или не платить второй семестр, изображение №2
Стипендия на первом курсе: платить или не платить второй семестр, изображение №3
Стипендия на первом курсе: платить или не платить второй семестр, изображение №4
1 из 4

Я предлагаю обратиться к первоисточнику — приказу 1663:

5. Государственная академическая стипендия назначается студентам в зависимости от успехов в учебе на основании результатов промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком с первого числа месяца, следующего за месяцем ее окончания, не реже двух раз в год.

Студент, которому назначается государственная академическая стипендия, должен соответствовать следующим требованиям:

— отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки «удовлетворительно»;

— отсутствие академической задолженности.

В период с начала учебного года по месяц окончания первой промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком государственная академическая стипендия выплачивается всем студентам первого курса, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Итак, мы видим, что стипендия на основании результатов промежуточной аттестации назначается не реже двух раз в год. Соответственно минимум два раза в год должны подводиться итоги промежуточной аттестации. Еще один нюанс добавляется к оформлению учебных планов: количество промежуточных аттестаций в году не менее 2, ПА должны быть отражены в календарном учебном графике. Это существенно, т.к. в других документах требований к календарному учебному графику не предъявляется.

Если вы выделяете сессию явно, необходимо отслеживать наличие минимум двух сессий в учебном году — даже если продолжительность сессии будет один день. Часто у нас складывается ситуация, когда выделять сессию нецелесообразно: в этом случае нужны дни подготовки между экзаменами, теряется время, возникают проблемы с аттестацией в новых ФГОСах. Поэтому проведение ПА (экзамена, зачета и т.д.) в последний день изучения предмета, дисциплины, МДК — это не прихоть, а необходимость. Для того, чтобы не нарушить приказ 1663 необходимо в календарном учебном графике отметить хотя бы один день как ПА, в который будут подведены итоги за семестр. Иначе, если в КУГе нет ПА вы нарушите правила начисления стипендии в любом случае: если начислите без обозначения ПА в КУГе («в соответствии с календарным учебным графиком») и если не начислите стипендию («стипендия назначается …не реже двух раз в год»).

Вывод: в КУГе ПА обозначаем обязательно.

Мы подходим к другой ситуации, которая тоже встречается очень часто. На специальностях, включающих общеобразовательный цикл, обычно все общеобразовательные предметы сосредоточены на первом курсе.

В соответствии с требованиями ФГОС СОО количество предметов при этом 11(12). Я буду отталкиваться от 12 предметов, это существенно ситуацию не меняет. Как правило небольшой предмет (около 36 часов) используется только один, его можно вычитать за один семестр. Все остальные предметы (11) читаются оба семестра. Если аттестовывать каждый предмет только по итогу, мы получим 11 промежуточных аттестаций. Но в этом случае мы теряем дополнительный рычаг воздействия на студентов — промежуточную аттестацию, в том числе и ее влияние на студентов.

Если аттестовывать каждый семестр каждый предмет, мы получаем 11*2+1=23 аттестации за год. В соответствии с приказом 464 у нас есть ограничение на количество экзаменов и зачетов за год: не более 8 экзаменов и не более 10 зачетов. Т.е. мы получаем не более 18 ПА за год. Как можно выйти из этой ситуации

Вариант 1. Используем только зачеты (в данном случае дифференцированные зачеты) и экзамены. Во 2 семестре проставляем 8 экзаменов и 3 дифзачета, закрыв все предметы. Оставшиеся дифзачеты (7) расставляем в 1 семестре выборочно, например, по тем предметам, где будут экзамены во втором семестре. Таким образом мы получим ПА без экзаменов в 1 семестре, в КУГе последний день первого семестра отметив как ПА, в локальном акте по ПА и в пояснительной записке пропишем, что это день подведения итогов по ПА за 1 семестр.

Вариант 2. ГИА по СОО предусматривает обязательные экзамены по русскому языку, математике и иностранному (по истории идут обсуждения, мы смотрим на то, что закреплено в приказах). Многие выносят эти три предмета в экзамены на ПА по аналогии со школой. В другом подходе, отталкиваясь от метод. рекомендаций письма 06-259 ставят экзамены по русскому языку, математике и одному из предметов, изучаемых углубленно. Часто соединяют эти два подхода, выставляя 4 экзамена. Остальные предметы (8) закрывают дифзачетами. При этом короткий предмет можно закончить в 1 семестре. Оставшиеся 2 дифзачета ставят в 1 семестре и по результатам 2-3 дифзачетов назначают стипендию на 2 семестр. Часто это кажется несправедливым, большая чать предметов на стипендию не влияет, но если хотите остаться в пределах рекомендаций и не вводить дополнительные формы ПА, то выполнить требования приказа 1663 можно только таким образом

Вариант 3. Вспоминаем о том, что промежуточная аттестация полностью определяется образовательной организацией: и ее формы, и порядок проведения. То, что зачеты и экзамены есть у всех не означает, что нельзя ввести другие формы ПА. Нужно лишь соблюсти 2 условия: формы и порядок проведения ПА описать в локальном акте, формы ПА по конкретной специальности указать в учебном плане. В этом случае можно и контрольные работы, и рубежный, и семестровый контроль использовать и любые другие формы, прописав их в локальном акте и обозначив в учебном плане. В этом случае вы сами выбираете, какую форму и когда использовать. В первом варианте можно в первом семестре закрыть все незадействованные предметы семестровым контролем. Во втором варианте вы также можете выбрать себе формы промежуточной аттестации, отличные от зачета и экзамена и аттестовать в первом семестре все предметы.

Подведу итог. Коллеги, задавшие вопрос вправе и даже должны определять стипендию после 1 семестра, обязательно обозначив в календарном учебном графике хотя бы 1 день ПА (например, последний день в семестре). При этом формы ПА нужно конкретизировать в пояснительно записке или в самом учебном плане и проследить, чтобы данные формы были в их локальном акте.

Методист. Личный блог Александры Шевченко

21 янв 2019Александра Шевченко
Статистика  Редактировать
100% открыли
81% просмотрели 1/3
74% просмотрели 2/3
71% — всё
Статистика этой статьи
Средняя статистика статей сообщества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *