Что выполнять: ФГОС СОО или рекомендации? — Гид образования

Вопрос:

На основании каких документов должна определяться общеобразовательная подготовка по ППССЗ (ППКРС): ФГОС СОО или рекомендаций ФИРО? Являются ли основанием для формирования учебного плана в части общеобразовательной подготовки только рекомендации ФИРО?

23.01.19

ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

Ответ от консультационной системы:

В настоящее время образовательными организациями реализуются ФГОС СПО 3-го и 4-го поколения, так называемые, новые, актуализированные, которые отличаются по структуре, объемам образовательной нагрузки, выделяемой на общеобразовательные дисциплины (далее — ООД). Все же, основные требования к реализации среднего общего образования в рамках получения среднего профессионального для всех стандартов едины и они заданы в письме Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 «О доработанных рекомендациях по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования» (далее – Рекомендации). Рекомендации последний раз актуализировались ФГАУ «ФИРО» в 2017 году и изначально ориентировались на стандарты третьего поколения, что определило их содержание. Но на сегодняшний день в иные документы, также являющиеся основой для разработки части программы, в которой реализуется общеобразовательный цикл, были внесены изменения. Например, неоднократно изменялся ФГОС СОО, последние изменения датируются 29 июня 2017 года, а Рекомендации выпущены в 2015 году. Поэтому образовательная организация, разрабатывающая образовательную программу среднего профессионального образования на базе основного общего образования, при планировании цикла ООД должна учитывать и требования Рекомендаций в части формирования профиля и примерного перечня дисциплин, и требования ФГОС СПО в части объема общеобразовательного цикла, и требования ФГОС СОО в части введения новых дисциплин (Астрономия, Родной язык и Родная литература), переименования Математики и пр.

Количество дисциплин ООД образовательная организация вправе определять самостоятельно (но не менее 10), учитывая Рекомендации: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся по базовой учебной дисциплине должна составлять не менее 34 часов, по профильной – не менее 68 часов. «Копировать» ФГОС СОО в общеобразовательном цикле не нужно, т.к. разрабатывается, прежде всего, программа среднего профессионального образования, учитывающая требования к подготовке по специальности или профессии.

Давайте пройдем по всем моментам ответа

В настоящее время образовательными организациями реализуются ФГОС СПО 3-го и 4-го поколения, так называемые, новые, актуализированные, которые отличаются по структуре, объемам образовательной нагрузки, выделяемой на общеобразовательные дисциплины (далее — ООД).

ФГОС СПО, выпущенные до 2016 года действительно существенно отличаются от ФГОС СПО, выпущенных, начиная с декабря 2016. Наименования поколений ФГОС, к сожалению, в приказах не закреплены, поэтому встречаются разночтения, но, думаю, больших противоречий в наименованиях «ФГОС 4 поколения», «ФГОС актуализированный» я не вижу, если вы их не будете использовать в локальных актах и в образовательных программах. При общении, обсуждении короткие названия употреблять проще, чем фразы «ФГОС СПО, выпущенные до (после) 20.. года»

Все же, основные требования к реализации среднего общего образования в рамках получения среднего профессионального для всех стандартов едины и они заданы в письме Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 «О доработанных рекомендациях по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования» (далее – Рекомендации).

Уже с этим утверждением сложно согласиться. Давайте обратимся к Закону об образовании:

Статья 68. Среднее профессиональное образование

3. … В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Т.е. Закон об образовании прямо направляет нас к ФГОС СОО и ФГОС СПО. Аналогично ФГОС СПО ссылаются на требования ФГОС СОО вне зависимости от поколения стандартов (есть исключения во ФГОС в области искусств, но мы их сейчас не рассматриваем). Вот требования ФГОС СПО 3-го поколения:

3.2. …<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

А вот требования новых ФГОС:

1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.

Более того, рекомендации, на которые ссылаются в ответе также говорят о необходимости выполнения требований ФГОС СОО. Вот цитаты из письма 06-259:

2. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона об образовании).

Рекомендации последний раз актуализировались ФГАУ «ФИРО» в 2017 году и изначально ориентировались на стандарты третьего поколения, что определило их содержание. Но на сегодняшний день в иные документы, также являющиеся основой для разработки части программы, в которой реализуется общеобразовательный цикл, были внесены изменения. Например, неоднократно изменялся ФГОС СОО, последние изменения датируются 29 июня 2017 года, а Рекомендации выпущены в 2015 году. Поэтому образовательная организация, разрабатывающая образовательную программу среднего профессионального образования на базе основного общего образования, при планировании цикла ООД должна учитывать и требования Рекомендаций в части формирования профиля и примерного перечня дисциплин, и требования ФГОС СПО в части объема общеобразовательного цикла, и требования ФГОС СОО в части введения новых дисциплин (Астрономия, Родной язык и Родная литература), переименования Математики и пр.

Получается, рекомендации не учитывают всех изменений, не соответствуют стандартам и предлагается самостоятельно их дорабатывать. Более того, указывается, что рекомендации были написаны под ФГОС 3+, а с новыми ФГОС СПО рекомендации совершенно не согласованы. Где же сказано об обязательности применения этих рекомендаций? Я снова обращусь к письму 06-259, самое его начало:

Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО направляет доработанные по итогам совещания (ФГАУ «ФИРО», 25 февраля 2015 г.) рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования для использования в работе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

«Использование в работе» и «разрабатывается на основе» — совершенно разные по силе и обязательности формулировки. Я не вижу ни одного законного основания в обязательном порядке выполнять рекомендации, которые нужно еще и вручную дорабатывать. Если дословно прочесть ответ, то нам говорят, что «образовательная организация, разрабатывающая образовательную программу среднего профессионального образования на базе основного общего образования, при планировании цикла ООД должна учитывать и требования Рекомендаций в части формирования профиля и примерного перечня дисциплин». Не могу согласиться со словом «должна». Требования по профилю можно рассмотреть, но и в наименованиях профилей содержатся ошибки. А перечень дисциплин (а правильнее — предметов) необходимо кардинально перерабатывать: по рекомендациям по всем профилям получается не менее 14 предметов при требовании ФГОС СОО 11(12) предметов.

Количество дисциплин ООД образовательная организация вправе определять самостоятельно (но не менее 10)

А как во ФГОС СОО?

Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов

По приказу выбор у нас есть: 11 или 12 предметов. Но не самостоятельный выбор из количества не менее 10.

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся по базовой учебной дисциплине должна составлять не менее 34 часов, по профильной – не менее 68 часов.

Эти нормы даны в письме 06-259. Обязательность его выполнения под большим вопросом, поэтому и нормы можно рассматривать с этой точки зрения. Учитывая, что данное количество часов нисколько не нарушает ФГОС, можно принять в работу эти нормативы. Если считаете их полезными в своей работе. Но обязанности такой я не вижу.

«Копировать» ФГОС СОО в общеобразовательном цикле не нужно, т.к. разрабатывается, прежде всего, программа среднего профессионального образования, учитывающая требования к подготовке по специальности или профессии.

Мы не копируем ФГОС. Мы выполняем его требования. Образовательная программа строится на основании требований ФГОС. В процессе реализации образовательной программы для выдачи дипломов организациям необходимо проходить процедуру аккредитации. Согласно Закону об образовании:

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности

2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Т.е. при прохождении процедуры аккредитации вы должны показать, что ФГОСы (и СПО, и СОО) выполнены. Если отбросить их требования, как проходить аккредитацию?

ВЫВОД. Коллеги, незнание закона не освобождает от ответственности. Изучайте закон, ФГОСы и приказы. Относитесь критично к любой другой информации. Выполняйте первичные требования. Приезжайте на обучение по общеобразовательной подготовке — я готова с вами разобрать максимально подробно требования ФГОС СОО и все взаимодействующие с ним приказы. Если есть спорные вопросы — везите их на обучение. Вместе легче разобрать, увидеть, что соответствует Закону, а что является привычкой ии нагромождением разрозненных советов и рекомендаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *